На востоке Украины продолжаются митинги с требованиями о проведении референдумов. Фото ИТАР-ТАСС
На этой неделе украинское правительство планирует обсудить концепцию реформы местного самоуправления. Чиновники считают, что она станет первым шагом к децентрализации власти. При этом в Киеве категорически не приемлют предложение России о федеративном устройстве государства. Децентрализацию считают способом объединения страны, а федерализацию – путем к расколу государства.
На днях глава МИД РФ Сергей Лавров официально подтвердил, что Россия настаивает на проведении в Украине конституционной реформы, следствием которой станет федерализация. В интервью телеканалу «Россия 24» он отметил, что такая форма государственного устройства является требованием южных и восточных регионов страны. Лавров сказал, что постарается объяснить это украинской власти «через западные столицы» и пояснил: «Нынешнее украинское руководство трудно заподозрить в самостоятельности».
В воскресенье вечером вопрос обсуждался в ходе состоявшихся в Париже многочасовых переговоров главы МИД РФ с госсекретарем США Джоном Керри. По итогам стало известно, что Вашингтон не поддержал инициативу Москвы: Керри заявил, что вопрос государственного устройства – это внутренняя проблема Украины, которая не может решаться внешними силами. И отметил, что без представителей украинской власти столь важные вопросы обсуждаться не могут.
После встречи российская сторона не отказалась от своей идеи. Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков пояснил, почему Москва настаивает: «Федерация – единственная форма госустройства, которая позволит защитить права русских и русский язык в Украине. Иначе их ждут произвол и ассимиляция».
В подтверждение этого мнения русскоязычные граждане Украины в Харькове и Донецке в воскресенье снова провели митинги: по оценкам местных журналистов, собралось примерно по 1,5 тыс. человек с георгиевскими ленточками и под российскими флагами. Была принята резолюция о создании общественного движения «Юго-Восток», которое поддерживает идею федерализации Украины и добивается признания Юго-восточной автономной республики. В документе сказано: «Мы, наследники Донецко-Криворожской и Одесской республик, представляющие часть народа Украины от Одессы и до Харькова, заявляем. Наша цель – отстоять политические, экономические и культурно-исторические права Юго-Востока. Поставленная цель достигается путем: ликвидации национал-олигархической системы управления Украиной, возрождения интеллектуального и индустриального потенциала Юго-Востока, возвращения Украины в единое цивилизованное пространство с Россией и Белоруссией».
В то же время украинский МИД обнародовал крайне жесткое заявление по поводу российской инициативы о федерализации, расценив ее не как способ урегулирования кризиса, а как путь «к расколу и уничтожению украинской государственности». Украинские депутаты, информированные о содержании проекта новой Конституции, заверили «НГ», что федерализация не предусматривается.
Руководитель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко пояснил, почему в Киеве так болезненно реагируют на эту идею: «Федерализация – это процесс объединения отдельных субъектов в единое государство. У нас нет отдельных субъектов, имеющих особый статус. Мы – унитарное государство. Соответственно, федерализация, предполагающая выделение таких субъектов, подразумевает разъединение. И в дальнейшем, возможно, включение этих субъектов в состав другого государства?»
Большинство украинских политиков и экспертов уверены, что идея федерализации в Украину привнесена искусственно. Они ссылаются на данные соцопросов: еще полтора года тому назад украинцы не считали этот вопрос важным. По результатам проведенного в сентябре 2012 года Центром Разумкова опроса общественного мнения, только 5,8% украинцев назвали проблему федерализации первоочередной, а надуманной сочли ее 39,9%. Вопрос повышения самостоятельности регионов назвали наиболее важным 11,6%, не имеющим значения – 26,6% украинцев. Раскол страны в тот момент считали актуальной проблемой 7,9%, а надуманной – 38,9%.
Арсений Яценюк сообщил министрам, что
обладминистрации – это рудимент. Фото Reuters |
В то же время был проведен опрос о государственном устройстве, по итогам которого выяснилось, что 41,4% украинцев выступают за сохранение унитарного государства, 23,1% сочли необходимым расширить полномочия регионов в рамках унитарного государства. Федеративное устройство поддержали 7,4%, разделение Украины на несколько государств – 1,2%, присоединение отдельных регионов к другим государствам – 4,1% граждан.
Вынесенная в тот момент на публичное обсуждение идея федерализации провалилась. В ней в первую очередь была не заинтересована команда Виктора Януковича, нацеленная на абсолютную централизацию власти. Сейчас новая команда готова вернуть регионам полномочия и даже расширить их.
Но автор идеи федерализации, депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко указывает, что и обстоятельства изменились. Еще два месяца назад он отметил, что федерализация стала единственным способом сохранить страну: «Ну, не воспринимают бандеровскую философию жители центра и юго-востока. Пожалуйста, живите со своим Бандерой, но не мешайте жить другим по своим правилам, по своим нормам, по своим историческим, религиозным канонам». Депутат отметил, что в вопросе федерализации нужно исходить из исторического и этнографического состава территорий, которыми Украина прирастала в разное время. А сейчас противоречия между регионами углубляются. «Если все останется, как есть, вы что, хотите, чтобы началась гражданская война?» – обратился он к журналистам.
Лидер Компартии Петр Симоненко недавно поддержал коллегу, предложив провести всеукраинский референдум, чтобы граждане сами определились, в каком государстве хотят жить – унитарном или федеративном. «Федерализация – это механизм децентрализации и перераспределения властных полномочий», – уверен Симоненко.
Игорь Колиушко считает, что децентрализация, обещанная новой украинской властью, не связана с федерализацией. «Это какие-то манипуляции терминологией. Мы же не знаем, что хотят скрыть под вывеской федерализации: расширение полномочий и финансовую самостоятельность? Но это – децентрализация. Что же тогда: право на самостоятельную внешнюю политику? Это – путь к разрушению государства», – сказал он.
Эксперт отметил, что на этой неделе на заседании украинского правительства планируется рассмотреть проект концепции реформы местного самоуправления. Речь идет об усилении местного самоуправления, которое получит полномочия и финансы: местные советы создадут исполкомы. А государственные администрации, руководители которых назначались из Киева и были реальными центрами власти в регионах, в новой системе будут выполнять функцию контроля за законностью решений органов местного самоуправления.
Премьер-министр Арсений Яценюк ранее заявил, что облгосадминистрации – рудимент прошлого. Он инициировал создание исполкомов, избираемых и подотчетных советам: «Исполкомы должны взять на себя всю полноту ответственности за состояние дел в каждой области. Это обеспечит в первую очередь подотчетность тех людей, которые будут распоряжаться местными ресурсами, непосредственно перед местной общиной». Он также анонсировал бюджетные изменения. До сих пор все средства направлялись в центральный бюджет, а затем перераспределялись сверху вниз. В итоге только 3 из 27 административно-территориальных единиц Украины – Харьковская, Полтавская, Днепропетровская области – не нуждались в дотациях, а еще 3 – Сумская, Черкасская и Львовская – перечисляли в госбюджет столько же, сколько получали. Все остальные регионы, включая Крым и Донбасс, остаются дотационными.
Правительство считает, что реформа, позволяющая областям проводить самостоятельную экономическую политику, откроет путь к развитию регионов. Яценюк сообщил, что более детально новое для Украины распределение полномочий и ответственности между центром и регионами будет изложено в проекте Конституции, который планируется внести в Верховную Раду 15 апреля.
Киев