Арсений Яценюк: правительство готово выполнить все требования МВФ. Фото Reuters
В течение месяца МВФ может принять решение о новом стабилизационном кредите для Украины на 15–20 млрд долл. Он пойдет как на погашения внешних и внутренних долгов, так и на реформирование экономики. Программа реформ будет разработана и реализована в сотрудничестве со структурами Евросоюза. Если этому не помешает новый социальный взрыв.
Вчера в заседании украинского правительства приняли участие комиссары ЕС по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле и по вопросам бюджета и финансового планирования Януш Левандовский. «Мы будем говорить о ряде реформ, которые нужно провести как в сфере демократических институтов, так и в экономике.
Мы начнем работу над «дорожной картой» реформ в разных отраслях», – рассказал журналистам накануне заседания Штефан Фюле.
В прошлую пятницу Украина и ЕС подписали политическую часть соглашения об ассоциации. Экономическая часть, связанная с созданием зоны свободной торговли (ЗСТ), будет подписана до конца года, но, возможно, уже в начале лета. Как ранее пояснил премьер Арсений Яценюк, украинская сторона попросила отложить создание ЗСТ с ЕС, чтобы не ухудшать положение жителей восточных областей, благосостояние которых зависит в значительной степени от сотрудничества с Россией.
Неофициально украинские чиновники говорят, что небывало жестких торговых войн с РФ избежать не удастся. И что поэтому ЕС в одностороннем порядке открыл свои границы для украинских товаров, отменив таможенные пошлины до 1 ноября 2014 года. Но далеко не все производители могут сразу же выйти на европейские рынки: отдельные виды украинской продукции вообще не нужны Европе, другие требуют сертификации.
Экономист Института публичной политики Ильдар Газизуллин сказал «НГ», что Украина оказалась в тяжелейшем экономическом положении, поскольку ее экономика неэффективна: «Без реформ экономические перспективы Украины сомнительны». Он считает, что новой власти придется одновременно резко урезать бюджетные расходы, отказываться от поддержки неконкурентоспособных направлений, вводить меры по дерегуляции. «Это позволит улучшить бизнес-среду в стране, уничтожить околобюджетные коррупционные схемы и привлечь инвестиции, чтобы провести модернизацию предприятий, развивать малый и средний бизнес. Но все это – среднесрочная перспектива. А на ближайшее время существуют огромные риски. Первый из них – фактор внешней дестабилизации. Второй – вопрос о способности правительства провести необходимые реформы», – сказал эксперт.
Арсений Яценюк, став премьер-министром, заявил, что правительство готово выполнить все требования МВФ. «У нас просто нет другого выхода», – сказал он. Как выяснилось, за четыре года работы команды Януковича совокупный внешний долг Украины достиг рекордного уровня – 146 млрд долл., что превышает 80% ВВП. На начало 2010 года этот показатель составлял около 33% ВВП. Правительство Яценюка получило пустую казну и минимальные запасы золотовалютных резервов – около 15 млрд долл. После потерь 2008–2009 годов объем резервов составлял около 24 млрд долл. В 2010 году достиг максимального значения в 34 млрд долл., после чего началось стремительное снижение. В середине 2013 года золотовалютные резервы Украины составляли примерно 23 млрд долл.
Экономисты критикуют правительство Азарова за политику наращивания долгов для спасения неэффективной и коррумпированной экономики. Этот замкнутый круг, по мнению экспертов, стал одной из главных причин восстания украинцев. Евромайдан потребовал от власти подписать соглашение с ЕС, чтобы страна взяла на себя обязательства ввести цивилизованные и одинаковые для всех правила игры. Сейчас уже новую власть критикуют за то, что правительство не торопится отменять старые нормы в налоговом и регуляторном законодательстве, а также не спешит разрушать укоренившуюся систему чиновничьей коррупции. Общество требует люстрации в виде запрета на работу нечистым на руку бюрократам и судьям.
На этой неделе правительство взялось за реформу в сфере госзакупок, которая, по словам экономистов, стала главным направлением расхищения бюджетных средств. Непрозрачные схемы позволяли перечислять миллиарды долларов из госказны на счета отдельных фирм, имевших тесные связи с властью. Следить за тем, чтобы не появились новые «кормушки», намерены в ЕС – это позволяет подписанное соглашение об ассоциации.
Европа выразила готовность помочь Украине с написанием и реализацией программы реформ. На днях верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон на форуме в Брюсселе заявила, что все экономические проблемы Украины можно разделить на три группы. Первая – проблема дефицита средств, которую можно решить выделением кредитов и финансовой помощи. Вторая группа проблем, по мнению Эштон, связана с устаревшей моделью и неэффективностью украинской промышленности. Но странам ЕС приходилось решать подобные проблемы, и у Восточной Европы есть хороший опыт, который может помочь Украине. Третья группа – самая сложная: проведение структурных системных реформ, позволяющих развивать экономику.
Запад начал с финансовой помощи Украине, которая означает наращивание внешнего долга. С 4 марта в Киеве работала миссия МВФ, которая дважды продляла свое пребывание и уехала на этой неделе. Итоги еще не объявлены. Но глава миссии Николай Георгиев отметил, что были найдены решения, позволяющие «вывести страну на путь экономических реформ, надлежащего управления и устойчивого развития, одновременно обеспечив защиту уязвимых слоев населения».
Ильдар Газизуллин предположил в комментарии «НГ», что в течение месяца может быть принято решение о новом стабилизационном кредите для Украины: «Это даст зеленый свет сотрудничеству с другими международными финансовыми организациями относительно предоставления кредитов и грантов». Украинские чиновники надеются, что МВФ выделит стране 15–20 млрд долл., которые будут поступать по мере проведения реформ. От Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, ЕС, а также отдельных западных стран ожидается получить до 40 млрд долл. кредитов в течение двух лет. «Этого достаточно, чтобы избежать дефолта, рассчитавшись с прежними долгами, и приступить к глубоким реформам, которые позволят экономике развиваться», – уверен экономист Газизуллин.
От украинского правительства требуются крайне непопулярные меры, направленные на сокращение бюджетных расходов, начиная от повышения до рыночного уровня цен на энергоносители для населения и теплокоммунальной сферы (что приведет к подорожанию газа, электроэнергии, услуг ЖКХ), усиления налогового давления в отдельных отраслях, включая сельское хозяйство, ограничение доплат к зарплатам бюджетников, продолжение пенсионной реформы.
Отдельным пунктом в переговорах с МВФ всегда значилась реорганизация национальной компании «Нафтогаз» с возможной последующей продажей пакетов акций выделенных из ее состава новых компаний. Иностранные советники считают, что непрозрачная работа государственной монополии приводит к хронической убыточности компании, что требует значительных расходов из госбюджета.
Примечательно, что накануне завершения работы миссии МВФ был задержан руководитель «Нафтогаза» Евгений Бакулин, которого, по данным украинских СМИ, подозревают в организации крупных хищений. В то же время была обнародована информация об обысках в квартирах объявленного в розыск экс-главы Минэнерго Эдуарда Ставицкого: украинское телевидение показало миллионы наличных долларов и десятки килограммов золотых слитков. В среду главой правления «Нафтогаза» был назначен Андрей Коболев, который с 2002 по 2010 год работал в компании. Некоторые источники считают, что Коболев связан с окружением Юлии Тимошенко. Однако другие уверены, что назначение не связано с возвращением экс-премьера в политику.
«Ситуация такова, что любой новый руководитель «Нафтогаза» будет выполнять требования МВФ, а не пожелания украинских политиков. И в МВФ не забыли, как еще в 2008 году выделили правительству Тимошенко 10 млрд долл. под честное слово о проведении реформ. Но никакие реформы Тимошенко не провела, поставив цель победить на президентских выборах», – сказал «НГ» один из бывших сотрудников «Нафтогаза». Впрочем, правительство Николая Азарова в 2010 году поступило так же. Собеседник «НГ» считает, что сейчас Запад не будет потакать украинским политикам, а жестко проконтролирует расходование выделяемых средств на реформы.
Гендиректор инвесткомпании Concorde Capital Игорь Мазепа сказал агентству УНИАН: «Населению сразу будет нелегко, но ему и так давно нелегко. Если правительство не пойдет на этот шаг сейчас, по каким-то политическим причинам решит его отложить, то повышение тарифов все равно произойдет, только чуть позже. Это нужно честно признать и все же реализовать ряд мер, которые будут непопулярны в коротком периоде, но в долгосрочном способны значительно подкорректировать падающую экономику и в течение 12–18 месяцев вывести ее из кризиса».
Ильдар Газизуллин считает, что ситуация осложнится из-за ожидаемых масштабных торговых войн со стороны России: «Удар может быть сильнее, чем летом–осенью прошлого года. Особо чувствительным он станет для жителей восточных областей Украины, где экономика ориентирована на сотрудничество с Россией. Переориентация связана с реформами и требует времени».
Политический эксперт Юрий Романенко на недавней пресс-конференции заявил: «Первые шаги нового правительства показывают, что эти люди недооценивают масштаб социального слома, который произошел в Украине за последние три месяца». Он отметил, что у новой власти мало времени: общество, выступившее за радикальную смену системы власти, потребует отчета.
Киев