Саакашвили признался, что приедет в Грузию только для того, чтобы поменять власть. Фото Reuters
Госдепартамент США распространил заявление, в котором призвал власти и правоохранительные органы Грузии отказаться от намерений допросить экс-президента Михаила Саакашвили. Со схожими заявлениями выступили европейские политики, а бывший представитель Госдепа США Мэтью Брайза фактически предъявил официальному Тбилиси ультиматум: либо Саакашвили оставляют в покое, либо Грузия не получит План действий по членству (ПДЧ) в НАТО на сентябрьском саммите глав государств альянса в Уэльсе. Саакашвили, согласно вызову, должен явиться в Главную прокуратуру Грузии 27 марта к 13.00.
Экс-президент на допрос не прибудет. «Я не собираюсь приезжать в Грузию по требованию Путина. Весь мир знает, что грузинские власти действуют по его указанию. Я мешаю Путину своей борьбой за освобождение Украины. Именно поэтому меня вызывают на допрос, чтобы посадить, или объявить в международный розыск, если я не приеду, и этим хотят помешать мне передвигаться по миру», – заявил Саакашвили грузинским телеканалам по телефону.
По его словам, преследование организовано президентом РФ Владимиром Путиным и его подручным в Грузии экс-премьер-министром Бидзиной Иванишвили, который «получил от Москвы 2 млрд долл. на переворот». «Иванишвили на эти грязные деньги осуществил переворот и сам пришел к власти. Весь мир это знает. Он ушел в отставку с поста премьера, чтобы никто не думал, что он меня преследует. Но все знают, что Грузией управляет он, и именно он, выполняя приказ Путина, преследует меня», – объявил Саакашвили и пообещал продолжить освободительную борьбу против России по всему постсоветскому пространству, и Южно-Кавказскому региону в частности. «Я у Путина как кость в горле. Но я скоро вернусь в Грузию, чтобы избавить страну от нынешних властей, продолжить реформы и вывести ее из-под российского гнета», – заявил экс-президент.
Его спич вызвал в Тбилиси недоумение. О том, что он может быть вызван для дачи показаний, было известно задолго до его активизации в Украине. Слишком много резонансных преступлений в президентство Саакашвили было не расследовано вовсе или не доведено до конца. Слишком много вопросов у грузинского общества возникло к Фемиде. При том, что нити немалого количества громких дел тянулись куда-то вверх. После смены власти Бидзина Иванишвили неоднократно подчеркивал, что прокуратуре дан карт-бланш и, если понадобится, Саакашвили будет допрошен, а если выяснится, что причастен к преступлениям, то и ответит по закону.
Впрочем, казалось, что до этого не дойдет ни одно из дел. Стоило имени Саакашвили всплыть в ходе какого-то следствия, как тотчас раздавалось предупреждение от какого-нибудь западного сановника о недопустимости сведения политических счетов. Но, видимо, выявленные новые детали по делу об отторжении у законных хозяев телекомпании «Имеди» остро потребовали показаний Михаила Саакашвили – в первом специальном заявлении прокуратуры подчеркивалось, что экс-президент вызывается на допрос именно для выяснения деталей обстоятельств смены владельца этого телеканала.
В те же дни в Интернете появились фотографии из уголовного дела по гибели экс-премьера Зураба Жвании и заместителя губернатора одного из грузинских регионов Рауля Юсупова. На изображениях тел погибших четко видны странные следы, которые могли остаться, допустим, от ударов или иного внешнего воздействия, но не отравления природным газом, как указано в нынешней официальной версии трагедии. Грузия в очередной раз содрогнулась от ужаса, и снова на каждом углу заговорили о том, что Жвания был убит в присутствии... А в новом заявлении прокуратуры по совпадению фигурировало, что Саакашвили вызван в прокуратуру для дачи показаний уже по 10 (!) уголовным делам.
И опять Запад отреагировал нервно. Известный дипломат Мэтью Брайза, не занимающий сегодня никаких должностей, но остающийся в приятельских отношениях с экс-президентом Грузии, на форуме Фонда Маршалла, проходящем в Брюсселе, заявил, что «Грузия может не заслужить ПДЧ в связи с вызовом Саакашвили в прокуратуру». Брайза подчеркнул, что это не только его личное мнение, но «таков настрой людей, которые работают на форуме и которые являются лицами, принимающими решения».
Заявление Брайзы поддержали глава МИД Швеции Карл Бильдт, президент Эстонии Хенрик Ильвес и другие политики. Бильдт и Ильвес независимо друг от друга объявили о недопустимости избирательности правосудия и провели аналогию с «арестом Тимошенко в Украине, что замедлило интеграцию страны в ЕС и обернулось для Украины нынешним тяжелым периодом».
Экспертное сообщество Грузии, свободное от влияния бывших властей, буквально шокировано фактическим требованием Запада, носящим признак шантажа, не трогать Саакашвили. По Тбилиси ползут слухи о том, что недавняя размолвка Бидзины Иванишвили с президентом Георгием Маргвелашвили вызвана именно «вопросом Саакашвили» – дескать, Маргвелашвили оказался на той позиции, какую сейчас занял Запад, тогда как Иванишвили требует, чтобы работал закон.
Грузинские верхи, похоже, озадачены решимостью Запада отстоять Саакашвили. Еще бы: партнеры поставили на чашу весов интеграционное будущее страны – все ее заслуги или достижения и даже возможную угрозу со стороны России Запад одним махом приравнял к «иммунитету неприкосновенности» для экс-президента.
Сегодня, кажется, только премьер-министр Ираклий Гарибашвили сумел сохранить хладнокровие: на любой вопрос западных друзей о Саакашвили у грузинской стороны есть четкий ответ. «А лично ему, ездящему по всему свету, я настоятельно рекомендую – приобрести авиабилет и прибыть в Тбилиси, когда предписано, и ни днем позже», – заявил премьер.