Посол США Ричард Норланд заверил: Запад не бросит Грузию. Фото с официального сайта посольства США в Грузии
В верхах грузинской власти прорабатывается прошение к руководству НАТО, чтобы оно максимально ускорило прием страны в альянс. Руководство Грузии, озабоченное крымским сценарием, пытается минимизировать риски. Тбилиси может рассчитывать на традиционную поддержку США, Польши, стран Балтии. Однако признаков того, что могут изменить позицию Германия и Франция – пожалуй, главные противники принятия Грузии в НАТО на данном этапе, все еще нет.
Реально, на что может рассчитывать Грузия на саммите глав государств Североатлантического альянса, который состоится в начале сентября в Уэльсе, – получение Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ). Это завершающий этап, который предваряет вступление страны-кандидата в состав коалиции. Но Тбилиси, крайне озабоченный событиями в Украине, попытается убедить западных партнеров в необходимости вступления в НАТО уже сейчас.
Госминистр по вопросам европейской и евро-атлантической интеграции Алекси Петриашвили считает, что руководство блока, реально оценивая возросшую степень угроз, должно пойти навстречу Грузии.
С подобными надеждами, однако, несколько диссонирует оценка ситуации послом США в Грузии Ричардом Норландом. «Знаю, что в Грузии опасаются повторения истории. Важно вместе работать над тем, чтобы избежать этого… Международное содружество совместно работает на данную тему. А Грузия является частью международного содружества, и у нас есть общие цели», – сказал он на встрече с грузинскими журналистами.
Не получая в эти дни от Запада твердых гарантий по обеспечению защиты в случае силовых действий со стороны России, прозападная часть грузинской общественности разволновалась не на шутку. Бывший министр иностранных дел Григол Вашадзе отметился на своей странице в Facebook саркастическим заявлением: «Соболезную Западу в связи с кончиной международного права. Нам будет очень не хватать его! Оно было слабым… очень часто у него не было ответов на вопросы, но все же оно было необходимо и своим существованием приносило спокойствие в этот безумный мир». Попутно Вашадзе «поздравил» нынешние власти Грузии с «новой внешнеполитической доктриной России, которая называется «об ограниченном суверенитете постсоветских стран», и порекомендовал «дождаться скорых указаний от господина Карасина (замминистра иностранных дел РФ, занимающийся, в частности, вопросами улучшения отношений с Грузией. – «НГ»)».
Еще одна рекомендация экс-главы МИД Грузии властям звучит абсолютно серьезно: надо сделать все возможное для немедленного вступления в НАТО, а не радоваться возможному получению ПДЧ.
Более радикально звучат экспертные мнения и комментарии видных представителей общественности, обнародованные в том же Facebook. В них превалирует требование к властям поставить точки над «i» в отношениях с НАТО: вопрос о том, что еще может сделать Россия с Грузией, признав суверенитеты Абхазии и Южной Осетии, после событий в Украине потерял смысл – Россия, чья армия находится в нескольких десятках километров от Тбилиси, сделает все, что захочет. Если и при нынешней реальной угрозе западные партнеры не собираются брать Грузию под защиту, принимать ее в НАТО, то пусть перестанут морочить голову бесконечными обещаниями – Грузия вынуждена будет искать выход самостоятельно, зато и грузинские парни перестанут погибать за западные идеалы в Афганистане. Такое восприятие действительности, похоже, начинает превалировать в грузинском обществе.
Эксперт по военным вопросам Вахтанг Маисая подтвердил закономерность подобного разочарования общества Западом. «ПДЧ, который Грузия может получить на саммите глав государств НАТО в Уэльсе, хоть и является завершающим этапом вступления в альянс, не обозначает самой даты вступления. Выполнение плана может затянуться на годы – стране-аспиранту следует гармонизировать свое законодательство с законодательством членов НАТО, привести в такое же соответствие политическую линию, военную политику и военное строительство, экономический уровень, а также уровень информационной безопасности», – сказал «НГ» Маисая. Но и решение этой пятиуровневой задачи, по словам эксперта, не гарантирует оперативного принятия в НАТО, поскольку «есть другие аспекты». Он не стал уточнять, какие именно, но, вероятно, под ними стоит понимать претензии Грузии на восстановление территориальной целостности.