Интернет-кафе в Туркмении станет больше. Фото Reuters
Туркменистан восстановил широкий доступ к социальным сетям Facebook и YouTube, которые были заблокированы властями в 2009 году. Это произошло после того, как президент Гурбангулы Бердымухамедов на заседании кабинета министров потребовал сделать Интернет общедоступным для каждого гражданина. Решение главы Туркменистана укладывается в процесс демократизации республики. Однако эксперты не склонны его преувеличивать.
В Туркменистане хоть и отменен запрет на Facebook и YouTube, однако, как отмечает Reuters, «общедоступным Интернет пока не стал». В частности, доступа к ряду других иностранных сайтов, как и к сайтам туркменской оппозиции, находящейся в изгнании, по-прежнему нет. Представители власти никак не комментируют процесс либерализации условий пользования Интернетом, поэтому вопрос о полной свободе доступа к ресурсам Сети остается открытым. Как высказываются жители Ашхабада, не исключено, что послабления проводятся в рамках продолжающихся реформ, начатых еще в 2007 году, после смены власти в стране. Напомним, что одним из первых решений нового президента Гурбангулы Бердымухамедова стало возвращение полноценного среднего и высшего образования, восстановление Академии наук и открытие подписки на некоторые зарубежные периодические издания. Затем он выступил с инициативой обеспечить доступ к Интернету даже воспитанникам детских садов, заявив при этом, что в будущем «не будут приниматься в эксплуатацию школы и детские сады, где не предусмотрено подключение к Интернету и мультимедийные технологии». Так проводится в жизнь «Программа развития сферы связи до 2016 года».
На последнем заседании кабинета министров Бердымухамедов устроил разбор полетов заместителю председателя кабинета министров Сатлыку Сатлыкову, который курирует развитие транспорта и связи. Глава государства потребовал «создать все условия для того, чтобы в Туркменистане Интернет и современные технологии связи стали доступны для каждого гражданина». Он велел руководителям соответствующих структур принять все меры для обеспечения качественного обслуживания и эффективной эксплуатации современной техники.
Наблюдатели не исключают, что президент уделил внимание современным технологиям не случайно. На конец 2014 года Ашхабад запланировал запуск первого совместного с французской корпорацией Thales Alenia Space космического спутника, который позволит значительно расширить возможности в области телекоммуникаций. В настоящее время в Туркменистане три провайдера предоставляют услуги выхода в Интернет: BCTI (МТС-ТУРКМЕНИСТАН, дочерняя компания российского гиганта МТС), национальный оператор сотовой связи TM CELL (Алтын асыр) и государственная компания «Туркментелеком». Около 3 млн человек подключены ко Всемирной сети. Однако полноценно воспользоваться услугами Интернета могут далеко не все. Причин тут несколько, есть и чисто техническая: даже с доступными пользователям сайтами работать подчас невозможно из-за очень низкой скорости местного Интернета.
«Нынешняя ситуация в Туркменистане оставляет желать лучшего. Государство отстает от тех стандартов, которые существуют в других странах. И не думаю, что восстановление доступа к определенным сайтам означает широкое вхождение Интернета в жизнь рядовых туркменистанцев, поскольку Интернет остается под контролем спецслужб», – сказал «НГ» ведущий эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. По его словам, в Туркменистане нет такого, чтобы рядовой гражданин имел возможность многочасового пользования Интернетом. «С одной стороны, это дорого. С другой – люди прекрасно понимают, что путем полицейских мер, в частности слежки, соответствующие структуры и спецслужбы Туркменистана имеют возможность наблюдать за поведением граждан, выходящих на определенные сайты. И если эти люди допустят действия, непозволительные с точки зрения туркменского государства, то неприятности и последствия у них будут тяжелые», – сказал эксперт. Поэтому, как отметил Куртов, «те из моих знакомых, кто имеет доступ к Интернету и электронной почте, никогда не позволяют себе сделать некий комментарий, какой могут позволить себе граждане России, Украины или тем более стран Запада». При этом российский эксперт считает некорректным включать либерализацию условий пользования Интернетом в «процесс масштабной демократизации Туркменистана». Он также обратил внимание на то, что в области прав человека Запад если и допускает какие-то замечания в адрес руководства Туркменистана, то давления, способного изменить ситуацию, не оказывает, – Западу нужны туркменские углеводороды, а потому добрые отношения с Ашхабадом сейчас перевешивают все остальное.