Белорусские спецназовцы готовы выполнить любой приказ. Фото Reuters
На рассмотрение парламента Белоруссии внесены поправки в проект Закона «О военном положении», которые предлагают снять ответственность с представителей силовых структур за применение оружия по необходимости. Местные наблюдатели связывают такие намерения власти с событиями в Украине.
Содержанием законопроекта «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О военном положении» местная общественность озаботилась в конце минувшей недели. Вероятно, проецируя на свою страну украинские события и желая понять, на что имеет право власть в случае создания аналогичной ситуации.
Шуму наделала статья в местной негосударственной интернет-газете «Салідарнасць» («Солидарность»).
По ее информации, вышеупомянутый законопроект на рассмотрение парламента в декабре внес Александр Лукашенко. Возмущение газеты и цитируемых ею экспертов вызвала новая статья 18, которая снимает ответственность с силовиков за вред, причиненный в связи с применением оружия, если они действовали в условиях обоснованного профессионального риска или крайней необходимости. «Если дополненный вариант закона одобрят, в случае введения военного положения силовики получают полный карт-бланш на любые действия», – делает вывод координатор кампании «За альтернативную гражданскую службу», активист «Говори правду» Михаил Пашкевич. «В случае утверждения поправок белорусы станут заложниками всевластия силовиков», – уверен он. Эксперт обращает внимание на то, что проект внесения изменений в столь важный документ рассматривается тихо и кулуарно, не привлекая внимание общественности. Парламент «создает дымовую завесу», рассматривая целый месяц закон «О погребении и похоронном деле», чтобы потом «под шумок» протолкнуть новую редакцию закона о военном положении, полагает он.
В дискуссию включились и другие эксперты. «Майдана мы не допустим в нашей стране», – вдруг заявил Александр Лукашенко и тайком направил в Палату представителей изменения в Закон «О военном положении», в соответствии с которыми сотрудники силовых структур могут безнаказанно применять оружие против граждан. «У кого что болит», – высказался по этому поводу белорусский политолог Валерий Карбалевич.
Справедливости ради нужно отметить, что данный законопроект не был инициирован неожиданно – он значится в плане законопроектной деятельности, утвержденном еще 3 января 2013 года. В соответствии с ним документ должен был быть внесен в Палату представителей в ноябре. По факту, однако, получилось только 9 декабря, как сообщается на Национальном правовом интернет-портале Белоруссии. Там также информируют, что законодательная инициатива принадлежит вовсе не президенту, а правительству. Правда, в стране, где все решения принимает только президент, это может быть простой формальностью.
Законопроект, кстати, содержит и другие не менее интересные новшества. Например, ныне действующие положения о контроле СМИ и предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления предлагается заменить на лаконичное «в период военного положения запрещается работа средств массовой информации, за исключением указанных в перечне, определяемом Министерством информации Республики Беларусь».
Все действия и высказывания Александра Лукашенко свидетельствуют о том, что он боится повторения в его стране событий, аналогичных тем, что произошли в Киргизии, Украине, арабских странах. Его позиция в отношении любых проявлений недовольства со стороны народа – «власть священна и имеет право на все». Не зря же беглый президент Киргизии Курманбек Бакиев скрывается именно в Белоруссии. Как и не случайны были попытки Киева искать в Минске президента Украины Виктора Януковича и его соратников. МИД Белоруссии в субботу вынужден был оправдываться по этому поводу. «В связи с появляющимися в отдельных средствах массовой информации сообщениями, что на территории Республики Беларусь скрываются высокопоставленные чиновники и политические деятели Украины, и поступающими в этой связи в адрес посольства Белоруссии в Киеве угрозами заявляем, что данная информация не соответствует действительности. Таких лиц на территории Белоруссии нет», – заявил пресс-секретарь МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик.
Однако удерживающего власть в течение 20 лет Лукашенко нельзя упрекнуть в недальновидности. Судя по хронологии событий, поправки в законодательство о чрезвычайном положении были задуманы давно, по итогам событий в самой Белоруссии, других странах и задолго до нынешних украинских.
Именно дальновидность Лукашенко – одна из причин того, что власть действительно не допустит майдана в Белоруссии. Созданная Лукашенко система убивает инакомыслие еще в зародыше. В стране, где единожды высказавшийся против власти автоматически попадает в черный список, а значит, будет иметь сложности с трудоустройством и решением прочих социально-бытовых проблем, не может быть сильной оппозиции, способной к такому противостоянию, как в Украине. И если белорусская оппозиция сегодня взахлеб радуется победе своих украинских коллег, то обыватель в большинстве своем искренне не понимает, зачем нужны были такие жертвы. «Белорусскому обществу ближе азиатское представление о сакральности любой власти, которая имеет право делать со своим народом что хочет, чем европейский постулат о праве народа на восстание», – говорит по этому поводу Валерий Карбалевич. По мнению политолога, кровавые украинские события сослужили хорошую службу белорусским властям. «Идея стабильности… засияет новыми красками, вернет себе первоначальную привлекательность и ценность», – полагает он. «Но диктатуры без уличного протеста не свергаются. И это, к сожалению, означает, что шансы на смену статус-кво в Белоруссии резко уменьшились. И майдан этому поспособствовал», – констатирует эксперт.
Минск