Российские правозащитники возмущены действиями украинских властей, которые не пустили Андрея Юрова (крайний справа) в Киев. Фото с сайта www.president-sovet.ru
Вчера Совет Евросоюза рассмотрел ситуацию в Украине. В момент сдачи номера в печать еще не было известно, поддержали ли министры иностранных дел стран – членов ЕС предложения Европарламента, изложенные в резолюции от 6 февраля. Вопрос в том, решится ли Европа уже через две недели ввести жесткие персональные санкции против представителей украинской власти. Или, напротив, откажется от блокады и попытается поддерживать диалог, чтобы убедить команду Януковича добровольно сдать позиции. Киев заинтересован тянуть время, но радикально настроенные активисты предупредили украинскую власть, лидеров оппозиции и западных политиков: времени на политические игры нет, ситуация может в любой момент выйти на новый уровень противостояния.
До последнего времени ЕС вел своеобразную политику в отношении Украины, грозя кнутом в виде санкций и маня пряником в виде финансовой помощи и упрощения визового режима. Руководители ЕС допустили даже, что в случае мирного разрешения конфликта Украина получит не только зону свободной торговли и политическую ассоциацию, но и перспективу полноправного членства в ЕС. Еще год тому назад ЕС отказывался говорить о такой перспективе даже относительно далекого будущего.
Однако цена подобным щедрым обещаниям, как понимают в Киеве, равна цене угроз о санкциях. Сами европейские лидеры до сих пор отмечали, что запреты на въезд, блокирование счетов и арест имущества – последняя мера, которая сделает невозможным продолжение разговора с украинскими чиновниками и политиками.
На прошлой неделе дипломатические источники заверили «НГ», что 10 февраля вопрос о санкциях будет обсуждаться только в ключе гипотетической возможности их применения.
Ситуация на майдане Независимости может
измениться в любой момент. Фото Reuters |
Не рассмотреть этот вопрос Совет ЕС не мог, поскольку в минувший четверг Европарламент проголосовал за небывало жесткую резолюцию. В документе содержалось требование к украинской власти прекратить использование силовых структур и войск спецназа для борьбы с мирным населением. Причем не только в контексте возможной силовой зачистки майдана, но и в отношении нападений на активистов по всей стране. Европарламент предложил провести международное расследование фактов похищения и гибели людей, случаев применения пыток. И порекомендовал исполнительным органам ЕС рассмотреть вопрос о введении адресных санкций по отношению к лицам, причастным к подобным преступлениям. Одновременно депутаты Европарламента призвали ЕС и МВФ подготовить пакет помощи Украине для преодоления экономического кризиса. Этот вопрос был ранее увязан с формированием нового правительства, состав которого должен удовлетворить не только оппозицию, но и общественное протестное движение.
В Киеве резолюция вызвала раздражение. МИД Украины обнародовал заявление, в котором сказал, что украинская власть по-прежнему настроена на евроинтеграцию. И что подходы ЕС совпадают со взглядами украинских чиновников: необходимо разрешить конфликт мирно. «Поиск взаимоприемлемого политико-правового компромисса по выходу из кризиса путем мирного диалога, предупреждение насильственных действий и обеспечение уважения прав и свобод человека были и остаются в основе действий украинской власти», – подчеркивалось в заявлении. Вместе с тем МИД выразил разочарование тем, что в Европе не оценили усилия украинской власти, направленные на диалог с обществом. «К сожалению, целый ряд оценок, выраженных в резолюции Европейского парламента, ставит под сомнение непредвзятость и эффективность деятельности предложенной постоянной специальной миссии ЕП в Украине, целесообразность создания которой требует дополнительного изучения», – было сказано в документе.
На этом фоне в Украине продолжали нападать на активистов. А задержанных, среди которых оказались совершенно случайные люди, освобождали из СИЗО под домашний арест, но не закрывали уголовные дела. В ряде случаев обвинение переквалифицировалось на более тяжкие статьи. Пострадавшие опасаются обращаться в больницы, поскольку там дежурит милиция, задерживающая тех, кто мог быть на майдане. Шесть стран ЕС заявили о готовности принять раненых украинцев на лечение и гарантировать им безопасность. В МВД подозревают, что некоторые воспользовавшиеся такой возможностью сами себе нанесли ранения, чтобы выехать в Евросоюз.
Украинские «ястребы» действуют широко: они запретили въезд в Украину даже члену Совета по правам человека при президенте РФ Андрею Юрову. В воскресенье правозащитника не выпустили из аэропорта «Борисполь», отправив обратно в Москву. Юров заявил, что ехал в Киев не для общения с участниками акций протеста или оппозицией, а для участия в международной конференции, в рамках которой планировались его встречи с украинским омбудсменом и комиссаром по правам человека Совета Европы. Пограничники сказали Юрову, что он внесен в некий черный список, составленный Службой безопасности Украины, но в СБУ заявили, что не комментируют ситуацию. «Это является нарушением многих международных обязательств, взятых на себя Украиной. В принципе это может быть воспринято как недружественный шаг в отношении российского государства», – сказал правозащитник. Вчера ситуацию стал выяснять по дипломатическим каналам российский уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. Он сказал агентству «Интерфакс-Украина», что государство не может просто так отказать в праве на въезд иностранцу, должна быть указана причина. «И если есть моменты политического недовольства, то их следует оставить при себе. И в России, и в Украине Конституция не предусматривает репрессий в связи с политическими убеждениями», – напомнил Лукин.
Украинские аналитики, близкие к власти, неофициально допускают, что произошло недоразумение, эксцесс исполнителя. Но разделяют опасения, что силовики вышли из-под контроля и действуют на свое усмотрение. Активист майдана Игорь Луценко, который был похищен из больницы и подвергнут пыткам, написал, что конфликт общества и власти во главе с Януковичем – это только одна капля в восстании народа против системы: «Мы должны понять, что это не конфликт сторонников Януковича с его противниками. Это гораздо глубже. Это восстание против системы ментов – бандитов в погонах и без них. 22 года власть в стране принадлежала им, системе прокуроров, судей и ментов. Это единственная система, где кадры циркулируют по замкнутому маршруту, а мировоззрение для всех этих кадров является единым».
Пока силовики и майдан обмениваются обвинениями, в Верховной Раде практически не продвигается политический процесс урегулирования. Не только власть и оппозиция, но даже разные оппозиционные партии между собой не могут решить, как сузить полномочия президента и в какой редакции принять новую Конституцию. Протестное движение ждет результата, прекратив противостояние на улице, однако попытка тянуть время приводит к радикализации общественных настроений, сказал «НГ» политолог и один из лидеров майдана Игорь Жданов. По его словам, ситуация может взорваться в любой момент.
На днях украинские СМИ обнародовали два тревожных сообщения. Лидер организации «Правый сектор» Дмитрий Ярош написал в соцсети, что радикалы не гарантируют долгого перемирия. Он напомнил, что ранее общественные активисты обнародовали свой список требований к власти и свои условия урегулирования кризиса. Однако вместо решения проблем политики затеяли игры: власть не освобождает от уголовной ответственности людей, ставших заложниками ситуации, а депутаты Верховной Рады втянулись в пустые споры о конституционной реформе. «Призываем оппозицию, самооборону, автомайдан, воинов-афганцев и всех протестующих приготовиться к общенациональной мобилизации с перспективой дальнейшего блокирования правительственного квартала. Мы должны быть готовыми в ближайшее время полностью заблокировать работу центральных органов режима. Говорим с режимом на том языке, который он понимает, – на языке силы», – призвала организация.
Второе заявление было распространено в СМИ со ссылкой на лидеров Национальной гвардии – созданной в конце января на майдане организации, в состав которой вошли силы самообороны майдана, организации бывших участников боевых действий. МВД грозит Нацгвардии уголовными делами и 10–15-летними сроками тюремного заключения. Однако активисты не считают легитимной украинскую систему правоохранительных органов и судов. Они заявили, что готовы к более радикальным действиям, включающим блокирование магистральных газопроводов. «Переход газовой инфраструктуры под контроль Национальной гвардии позволит выдвигать наши требования России и ЕС. Именно в этих газораспределяющих станциях и трубопроводах находится ключ к победе Национальной революции», – написал в соцсетях один из лидеров организации. «НГ» не удалось подтвердить подлинность этих заявлений, появившихся на интернет-ресурсах.
Но и на майдане Независимости радикалы предупреждают, что времени мало. Они предостерегли оппозицию от попыток играть в политические игры власти, затягивая процесс конституционной реформы. И предупредили власть о необходимости реальных, а не декоративных уступок обществу. От России радикалы требуют не влиять на Януковича и не подталкивать его к силовому сценарию. А от ЕС – оказать воздействие на украинскую власть и олигархов, чтобы заставить их выполнить требование общества о коренной реформе самой системы власти, о полной замене нынешней правоохранительной и судебной системы, которые не выполняют своих функций.
Евросоюз на словах осуждает применение силы обеими сторонами конфликта. На эти заявления никто в Киеве не обращает внимания. Именно поэтому позиция ЕС вызвала нелицеприятную оценку замгоссекретаря США Виктории Нуланд. Вопреки ожиданиям инициаторов скандала, записавших и выложивших в Интернет запись частного разговора замгоссекретаря с американским послом в Киеве, Европа и Америка воздержались от выяснения отношений. Нуланд принесла извинения, в ЕС заявили о выдающейся роли верховного комиссара по вопросам внешней политики Кэтрин Эштон в украинском урегулировании. Однако после обнародования записей Христианско-демократический союз Германии, лидером которого является канцлер Ангела Меркель, поддержал введение санкций против украинских чиновников, ответственных за ущемление прав и свобод в Украине. Такое решение было принято на заседании президиума, сообщила «Немецкая волна». Меркель традиционно сказала о необходимости поиска компромисса и мирного разрешения конфликта. И предложила ЕС и США объединить усилия в этом направлении.
Источники «НГ» сообщили, что вчера вопрос о санкциях планировалось обсудить на заседании Совета ЕС неформально – только в качестве напоминания Киеву, что этот вопрос не снят с повестки дня. А с понедельника Запад начнет поиск мирных вариантов: ситуация в Украине станет одним из центральных вопросов повестки дня зимней сессии Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая состоится 13–14 февраля в Вене.
Киев