0
9821
Газета СНГ Интернет-версия

16.01.2014 00:01:00

Лукашенко вторгся в "святая святых" России

Тэги: автопром, лукашенко


автопром, лукашенко Александр Лукашенко признался: мечта его исполнилась. Фото Reuters

Президент Белоруссии Александр Лукашенко считает успешным начало совместного белорусско-китайского проекта по сборке легковых автомобилей Geely, хотя и опасается «реакции российского автопромовского лобби». Эксперты же и местные автолюбители полагают, что проект долго не просуществует и без усилий со стороны конкурентов по Таможенному союзу.

«То, о чем мечтали многие белорусы, и прежде всего я, свершилось», – заявил президент Александр Лукашенко по поводу открытия в Белоруссии сборочного производства китайских легковых автомобилей Geely. Оно налажено в Борисовском районе, на совместном белорусско-китайском предприятии «БелДжи». «Спрос на подобный тип автомобилей имеется не только в Беларуси, но и за пределами нашей страны», – уверен Лукашенко.

Единственное, что его беспокоит, – это реакция на проект ближайшей союзницы. «Вы прекрасно понимаете, что мы, производя в Беларуси с китайскими друзьями этот автомобиль, вторгаемся в «святая святых» прежде всего России. Меня интересует сегодняшняя реакция российского автопромовского лобби… Вопрос утилизационного сбора. Как он решается? Думаю, что надо и китайских товарищей к этому подключать, и решать эту проблему, если она существует», – поделился своим беспокойством белорусский президент. Александр Лукашенко подчеркнул, что успешная реализация этого проекта – «дело чести», как строительство АЭС и проекты в сфере космоса.

Напомним, что СЗАО «БелДжи» зарегистрировано в декабре 2011 года. В марте 2013 уже началась сборка автомобилей. Пока это две модели – кроссовер EMGRAND X7 и седан SC7. Всего в прошлом году было собрано 2,5 тыс. машин, около 1,6 тыс. из которых было продано. Больше всего купил Казахстан – 1015 машин. Еще 461 автомобиль купили белорусские потребители, а 235 ушли в Россию, где автомобили также прошли сертификацию. Поэтому формальных преград для их реализации на рынке соседней страны, несмотря на все предупреждения российского автопромовского лобби, в данный момент нет.

По мнению экспертов, да и самих производителей, конкурентоспособность китайских автомобилей белорусской сборки несколько ухудшит все-таки введенный Россией утилизационный сбор. Если само авто сегодня стоит 13 тыс. долл., то этот сбор добавит еще около тысячи. Белорусов в этой ситуации беспокоит не столько тот факт, что потребителю придется уплачивать этот сбор, сколько то, что российский автопром получит под это субсидии, в результате чего окажется в более выгодных условиях. Причем, как уже отмечали эксперты, проблемы возникнут у всего белорусского автопрома, включая «МАЗы» и «БелАЗы». «Для того чтобы обеспечить должный уровень доходности и конкурентоспособности, эти вопросы будут решаться и экономическими, и политическими методами», – заявил глава белорусского правительства Михаил Мясникович по поводу работы в условиях введения утилизационного сбора.

В то же время потенциальных потребителей смущает и цена. Автолюбители в Белоруссии, познакомившиеся с новой техникой, высказывают большие сомнения по поводу соотношения цена/качество автомобилей Geely. Правда, государство уже пытается стимулировать приобретение новых автомобилей. Правительство подготовило проект закона, закрепляющего требования к автомобилям такси. По мнению, местных таксистов, они написаны исключительно под открытие нового производства, хотя власти, разумеется, это отрицают.

Белорусские таксисты, к слову, вообще напуганы новым законопроектом. Он обяжет почти всех поменять их «рабочих лошадок», поскольку использоваться в качестве такси сможет только автомобиль, которому не более семи лет. По итогам тест-драйва Geely, который организовал для таксистов производитель, большинство из них высказало разочарование рабочими качествами новых машин. Многие высказывают мнение, что склонить к покупке китайских автомобилей удастся только бюджетные организации. Кстати, первым покупателем стало как раз Министерство по чрезвычайным ситуациям Белоруссии.

Тем не менее Михаил Мясникович, посещая во вторник вместе с Лукашенко завод в Борисове, заявлял, что уже в 2014-го с конвейера сойдет около 10–15 тыс. экземпляров Geely. В перспективе – 120 тыс. автомобилей в год. Также в 2014 году планируется начать строительство самого здания завода – сейчас сборка идет на площадях предприятия-учредителя. Мясникович поделился дальнейшими планами по росту уровня локализации – сначала до 30%, а потом и до 50%.

Местная общественность – как на уровне экспертов, так и на уровне потребителей – в успех проекта не верит. «Беларусь не имеет своего автопрома, это все бурные фантазии наших властителей. Ни я, ни многие другие белорусы, мы не считаем, что иранские «Саманды» или китайские «Джили» могут достичь уровня качественных европейских, американских или японских автомобилей», – говорит автомобильный эксперт Олег Маркевич.

Тем более что у Белоруссии уже есть печальный опыт организации подобных производств. В конце 90-х под Минском пытались собирать автомобили Ford, а лет через 10 совместно с иранской компанией IranKhodro «Саманды» (аналог Peugeot 405). Оба проекта шумно освещались в СМИ, представители власти и сами производители щедро делились планами по локализации. «За пять лет работы сделали только тысячу автомобилей, под моим нажимом они были куплены МВД и другими ведомствами», – говорит сегодня о том проекте первый вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко. Причина провала – непродуманный маркетинг, что, впрочем, характерно для многих белорусских проектов. Рынку предлагались неходовые модели за большие деньги. Скептически настроенные потребители и эксперты утверждают, что и этот проект постигнет та же участь и по той же причине.

Минск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
565
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
576
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
461
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
314

Другие новости