Премьер Юрие Лянкэ парафировал соглашение об ассациации Молдавии с ЕС. Фото с сайта www.eu2013.lt
Молдавия ратифицировала соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС в ноябре на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе и этим завершила этап цивилизованного развода с Москвой и СНГ.Уход Молдавии на Запад – свершившийся факт, который не могут отменить и предстоящие в конце нового года парламентские выборы. Даже если их выиграют коммунисты, находящиеся сегодня в оппозиции и пользующиеся доверием большинства населения страны, курс республики на Европейский союз отменен не будет. Об этом заявил лидер Партии коммунистов, экс-президент Владимир Воронин, хотя нынешний лозунг оппозиционной партии – интеграция в Таможенный союз. Эта тема активно эксплуатируется молдавскими левыми всех мастей, в том числе и коммунистами, так как касается той части электората, который либо работает, либо получает деньги на жизнь от родственников, работающих в России. По официальной статистике республики, молдавских гастарбайтеров в РФ от 600 до 700 тыс. человек. Это две трети от всех молдавских граждан, работающих за границей. Курс действующей молдавской власти на ЕС может оставить их без работы, и эту перспективу используют в уже начавшейся предвыборной борьбе коммунисты. Причем не в первый раз.
В 2000 году Партия коммунистов пришла к власти на призывах объединения с Союзом Белоруссии и России и придания русскому языку статуса второго государственного. Однако уже через два дня после победы лидер коммунистов Владимир Воронин заявил, что с этими вопросами новая власть не станет торопиться. Став президентом, Воронин предложил Евросоюзу сделать Молдавию ассоциированным членом ЕС. Кишинев тогда опередил Киев, где о таком термине, как «ассоциированное членство», даже не говорили. И теперь есть все основания предполагать, что коммунисты вспомнили о Таможенном союзе, в который, находясь у власти, особо не стремились из-за приближающихся выборов. Выиграть их – значит взять реванш за 2009 год, когда небольшие правые партии переиграли самую популярную левую партию, объединившись в альянс «За европейскую интеграцию». В ноябре этот альянс фактически довел до конца то, что в свое время начал Воронин. Обратного хода, как замечают молдавские политики, нет: Молдавия либо непосредственно интегрируется в ЕС, либо вольется в его состав, объединившись с Румынией. Партии либерального толка считают, что Румыния поможет молдаванам найти защиту от России под крылом НАТО.
Единственным препятствием евроинтеграции Молдавии может оказаться Приднестровье, которое остается преданным Москве и заявляет о поддержке курса на Таможенный союз. Но в Кишиневе рассчитывают на то, что пропаганда перспективы жить в Европе поможет склонить приднестровцев к «переезду» в ЕС вместе с Молдавией. С этой целью в Тирасполе открыт Европейский информационный центр, который призван объяснять населению преимущества ЕС перед ТС. Но если Приднестровье не захочет или не сможет из-за позиции Москвы принять европриглашение, то в Кишиневе и Бухаресте есть политические силы, которые согласны оставить левобережный регион «русским» и уйти в Европу только правым берегом Днестра. Такая версия получает все больше сторонников.