Фото Reuters
Когда публицисты, политтехнологи или политики пробуют объяснить, почему в Украине то и дело происходят всплески политической активности – большие и маленькие майданы, – то, как правило, вспоминают, что страна очень разнообразна. Но все же не настолько, чтобы это ставило ее на грань развала.Кто-то наивно пытается объяснить эти всплески инспирациями из-за границы. Но внешнего влияния мало, чтобы выводить на майданы миллионы людей. Для этого должна быть внутренняя мотивация. Кто-то все сводит к цивилизационным, культурным, языковым мотивациям – они важны, но не достаточны.
В ночь на понедельник я ехал из Киева во Львов, возвращался с очередного полумиллионного митинга – народного вече. От столицы до Ровно, Луцка, Львова, Ужгорода текла плотная автомобильная река, состоящая из «Тойот», «Ауди», «Паджеро», «Хонд». Буржуазия, или, если хотите, средний класс, возвращался с революции. Временно.
Многие из них стояли на баррикадах неделями: уже почти месяц в центре Киева бурлит евромайдан. Он начался со студенческого протеста против решения президента Януковича «отложить» ассоциацию Украины и ЕС. И после жестокого разгона студентов акция переросла в масштабное движение сопротивления. Сопротивления Януковичу.
Кому-то кажется, что это просто народный бунт. И да, и нет. В украинском обществе происходят процессы, несимметричные тем, какие мы видим в Белоруссии или России.
В Украине основы экономических отношений формирует влиятельная и достаточно независимая от власти группа олигархов. Украинские президенты никогда не могли диктовать этому респектабельному клубу свою волю.
Президент Кучма создал такую политическую систему. Президент Ющенко капитулировал перед ней. Первую попытку подмять под себя этот клуб сделал президент Янукович. Однако не потому, что хотел сделать государство более социальным. Отнюдь. Будучи ставленником тех же олигархов, он задался целью стать равным с ними и даже возвыситься – стать крупнейшим среди них. Могло ли это им понравиться – вопрос риторический.
Период первичного накопления капитала в Украине уже почти завершился. Перед Януковичем встала проблема: за счет чего формировать бизнес-империю своего сына. Конечно же, за счет госбюджета! Потом добрались и до среднего класса. А уж следующим источником стали сами олигархи. За три года сын президента стал вровень с самыми богатыми людьми страны.
Однако, увлекшись этим приятным процессом, Янукович упустил из виду, что государство Украина стало дисфункциональным. Его механизм все чаще стал давать сбои. И если так пойдет, то скоро престанет работать вообще. Теперь не государственный механизм обслуживает нас, граждан, а мы его.
На латыни corruptus означает «испорченный». Соответственно украинское государство коррумпированно не потому, что кто-то кому-то дает взятки, а потому, что этот механизм вообще не функционирует. И президент является неработающим элементом этой системы. Потому что его главной задачей стало обогащение «семьи» и сохранение власти.
Все давно поняли, что речь идет не о том, чтобы заменить Януковича. Это украинцы уже проходили. Без изменения системы власти вместо одного януковича на трон сядет какой-нибудь другой янукович.
Возможность изменить систему многие увидели в процессе имплементации в Украине европейских правил и норм общественных отношений. Как это за последние десятилетия было сделано у соседей – в Польше, Чехии, Венгрии. Для украинцев это не политическая абстракция или фантастика, а живая история, свидетелями которой мы были, наблюдая за развитием соседних стран.
При этом разные общественные страты имеют разные мотивации. Олигархи заинтересованы в прекращении разбойных экспроприаций чужого бизнеса. Они устали договариваться с очередным «гарантом Конституции». Им нужна легализация их капиталов. С таким «ревизионистом», как Янукович с его аппетитами и его командой «молодых да рьяных», олигархам не по пути. Они дозрели до перехода к широкой демократии. Все, кроме Януковича – человека из эпохи Алиева-старшего, Назарбаева, Каримова и даже почившего 30 лет тому назад Брежнева. Бизнес-империя Януковича не готова к легализации, ему не хватило времени.
Средний класс тоже устал от постоянных рейдерских наездов донецких опричников. Он креативный и пассионарный. Он не спит, как казалось Януковичу.
Недовольны те, кто видит разграбленную государственную казну. Если госдолг Украины в 2010 году составлял 20 млрд долл., то за три года он вырос до 70 млрд долл.: славно погуляли! Украина приблизилась к дефолту. И первыми это почувствовали наиболее зависимые от государства – бюджетники, пенсионеры, студенты.
По этим причинам общество заявило о необходимости смены системы и сделало выбор общественной модели. Ни у кого нет иллюзий. Все понимают, что главные проблемы лежат в плоскости экономических и общественных отношений. И не спасут Украину никакие кредиты. Они могут дать только тайм-аут Виктору Януковичу.
Сейчас и олигархи, и средний класс, и даже люди, которые рассчитывают на социальную помощь, понимают: два десятилетия топтания на месте закончились, нужно выбирать направление. И единственную привлекательную модель они видят в ЕС.
Конструкции наподобие «Русского мира» или Таможенного союза не вдохновляют даже самого Януковича. Он не отважится о них публично говорить, хотя постоянно что-то обещает Москве. Официальная позиция Януковича – не отказ от подписания соглашения с ЕС, а только пауза. Впрочем, после взрыва недовольства он заговорил и об «ускорении» движения к ассоциации. Но не слишком ли поздно? Кажется, президент так и не понял тех тенденций, которые движут не только евромайданом, но и всем украинским обществом.