Украинский вентиль на российской трубе остается в положении «закрыто». Фото Reuters
Состоявшиеся вчера переговоры руководителей «Газпрома» и «Нафтогаза» должны были решить два главных вопроса – о правильном оформлении поставок газа в октябре и о переводе спорных вопросов в непубличную плоскость. В Киеве считали, что обе стороны одинаково не заинтересованы в громких скандалах и в газовом кризисе. И категорически опровергали предположение о том, что газовый вопрос как-то связан с последней засекреченной встречей президентов Виктора Януковича и Владимира Путина.После нее украинская власть резко сменила тональность заявлений, поставив под вопрос верность курсу евроинтеграции. В последние недели прозвучало несколько тревожных заявлений, которые могли бы свидетельствовать о приближении газового кризиса.
В конце октября глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что Украина задолжала 882 млн долл. за поставки в августе, которые должны были быть оплачены 7 сентября. Спустя несколько дней «Газпром» обнародовал сообщение о неоплаченных поставках за октябрь на сумму более 1,3 млрд долл. После чего «Нафтогаз» объявил о прекращении покупки российского газа до нового года.
Руководитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич пояснил «НГ», что в октябре возникли недоразумения с адресатом поставок. «Нафтогаз» закупил незначительное количество газа, за которое перевел «Газпрому» 15 млн долл. Но в Украину за месяц поступило более 3 млрд куб. м газа, который пока не оформлен, а поэтому непонятно, кто и по какой цене должен за него заплатить. Кроме «Нафтогаза» российский газ поставляет компания Ostchem Дмитрия Фирташа. Если государственная компания покупает энергоносители по цене 411 долл. за 1 тыс. куб. м, то для частной структуры «Газпром» сделал скидку. Согласно недавнему заявлению президента Путина, газ поставляется Ostchem по цене всего 260 долл. за 1 тыс. куб. м, но с условием, что эти поставки должны направляться в хранилища для создания запасов на зиму. «Газпром» заинтересован в наличии дополнительных объемов газа на территории Украины для обеспечения бесперебойного транзита в Европу в период зимних холодов и пикового потребления.
Неразбериха, по словам украинских экспертов, возникла по той причине, что в октябре «Нафтогаз» начал отбирать газ из хранилищ по схеме, которая вызвала недоверие российской стороны. Источник «НГ» в отрасли рассказал: «Был осуществлен технологический обмен. «Нафтогаз» отобрал 2,1 миллиарда кубометров газа из 3,2 миллиарда кубометров октябрьских поставок, предназначавшихся для закачки в хранилища. И взамен выделил компании Ostchem те же 2,1 миллиарда кубометров своего газа, уже находящегося в хранилищах. Но в России почему-то заподозрили, что проводится какая-то махинация с целью заменить дешевый газ дорогим».
Глава российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов сказал агентству REGNUM, что и «Нафтогаз», и компания Фирташа не подтвердили покупку газа, поставленного в Украину в октябре. «Почему такая хитрость, типично украинская? Потому что «Нафтогаз» должен был заплатить за газ по 416 долларов за тысячу кубов, а Фирташ – по решению президента России Путина – всего 260 долларов, вокруг этого интрига и вьется. Появилась гениальная идея сэкономить – раз, мол, Фирташу дали скидку почти в 150 долларов, то можно сказать, что газ взял Фирташ, и с ним потом договориться».
В то же время эксперт отметил, что ситуация развивается накануне саммита в Вильнюсе, в ходе которого планируется подписание соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. «У меня вообще возникло ощущение, что Янукович занимается такой карточной игрой по подъему ставок, блефом. Повышает уровень угрозы: я удивляюсь, что он еще про вступление Украины в НАТО не сказал. Сначала говорит, что мы подписываем соглашение об ассоциации с Европой, теперь говорит, что не берем ваш газ, не нужен он нам. Пройдет пара дней, и скажет, что задумывается о вступлении в НАТО... Это классическая украинская история – продать политику за газ».
Украинская оппозиция тоже опасается, что в ходе состоявшейся в минувшую субботу встречи Януковича и Путина были достигнуты некие договоренности, которые повлияли на настроения Киева. Как известно, на этой неделе было провалено голосование в Верховной Раде за три закона, принципиально важных для европейской стороны. А президент и глава правительства публично заявили об экономических угрозах, связанных с евроинтеграцией и потерей рынков Таможенного союза. Виктор Янукович перед телекамерами провел встречу с промышленниками, которые попросили власть отложить подписание соглашения с ЕС.
Украинский политолог Виталий Бала считает, что никаких договоренностей у Путина с Януковичем не было, а смена риторики Киева связана с последним торгом, который украинская власть пытается вести с ЕС. «Если Россия что-то и предложила украинскому президенту, то не в плюс, а в минус – как говорят, сделали предложение, от которого невозможно отказаться. Но я сомневаюсь, что это произошло. Ведь сразу после встречи прозвучало смелое заявление о том, что Украина прекращает закупку российского газа», – сказал «НГ» эксперт, отметив, что евроинтеграция вынудила бы Киев провести реформы, позволяющие снизить потребление газа, а также отобрала бы у Москвы газовый инструмент влияния на внутреннюю и внешнюю политику Украины. «Вы обратили внимание на средний возраст промышленников, попросивших Януковича отложить евроинтеграцию? Пожилые люди, воспитанники советской экономической системы. Это – прошлое украинской экономики. А будущее – за молодыми бизнесменами, которые готовы вкладывать средства в модернизацию предприятий, чтобы не просто выдавливать последние капли из устаревших советских мощностей, а развиваться, выходить на европейские рынки», – считает Бала.
Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский считает, что понимание неизменности украинского курса на евроинтеграцию привело к обнародованию «Газпромом» скандальной информации: «Если бы не приближение саммита в Вильнюсе, думаю, все эти вопросы – и о долге за август, и о поставках в октябре – решались бы в рабочем порядке, без привлечения прессы. Тут чисто политические причины сыграли роль. А «Газпром» не меньше, если не больше «Нафтогаза» сейчас не заинтересован в публичных скандалах. Во-первых, растет потребление газа в Европе, а украинский маршрут пока остается основным направлением поставок. Во-вторых, весной Еврокомиссия обнародует итоги расследования в отношении «Газпрома», и российской компании не нужны дополнительные негативные штрихи, связанные с перебоями в поставках в Европу зимой. В-третьих, Украина остается крупным покупателем российского газа, терять которого недальновидно. Поэтому, думаю, руководители «Газпрома» и «Нафтогаза» решат все вопросы».
В Киеве полагают, что вчера не обсуждались стратегические темы газового сотрудничества. Источник в отрасли сказал «НГ», что еще в среду допускалось участие в переговорах вице-премьера Юрия Бойко, с которым предпочитает разговаривать Алексей Миллер. «Но, насколько мне известно, Бойко в Москву не полетел. Только глава «Нафтогаза» Евгений Бакулин, который самостоятельно ничего не решает. И это косвенно свидетельствует, что Украина на самом деле не отказалась от курса на евроинтеграцию, а поэтому никакие новые вводные в газовых переговорах с Россией не появились. Придерживаемся прежней линии – саммит в Вильнюсе пережить и зиму на накопленных запасах газа продержаться», – отметил источник.
Руководитель энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар подтвердил «НГ» это мнение, сказав, что украинская власть не верит щедрым обещаниям российской стороны: «В 2010 году, когда были подписаны так называемые Харьковские соглашения, команда Януковича убедилась в том, что дешевый газ – это история про бесплатный сыр в мышеловке. Вряд ли они хотят повторить ошибку. И вряд ли не понимают, что если на саммите в Вильнюсе не будет подписано соглашение с ЕС, то Россия сразу же забудет о своих обещаниях и примет только капитуляцию Украины». Он предположил, что Россия может спровоцировать газовый кризис с Украиной даже во вред интересам «Газпрома»: «Россия может устроить газовый кризис как акцию мести, если Украина подпишет соглашение с ЕС, и как акцию принуждения к Таможенному союзу – если не подпишет. Но нужно учитывать фактор Олимпиады в Сочи: Владимиру Путину хочется находиться на трибунах рядом с лидерами ЕС, с которыми не придется вести неприятные беседы о причинах газового кризиса».
Киев