Николай Азаров упрекает ЕС в возможном срыве евроинтеграции Украины. Фото Reuters
В субботу президенты Украины и России провели третью рабочую встречу за последние три недели. Такая интенсивность переговоров была только в 2010 году, когда ожидалось, что команда Виктора Януковича возьмет пророссийский курс. Но Киев решил придерживаться политики Виктора Ющенко, направленной на евроинтеграцию, что быстро охладило отношения с Москвой. Сейчас, за пару недель до планирующегося подписания соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, в Киеве все еще заявляют о приверженности прежнему курсу, но готовят пути отступления.Напомним, Владимир Путин и Виктор Янукович обсудили перспективы межгосударственного сотрудничества в случае подписания Украиной соглашения с ЕС, встретившись на саммите СНГ в Минске 25 октября.
Любопытно, что пресс-службы вначале анонсировали двустороннюю встречу, затем сообщили о ее отмене. Однако члены делегаций позже рассказали журналистам, что президенты все же поговорили без посторонних и что эта беседа поздно вечером в Минске длилась около пяти часов. А 27 октября президенты продолжили беседу в Сочи: о переговорах стало известно в день, когда они состоялись. Но о содержании бесед не знали даже представители окружения Януковича.
Источник «НГ», близкий к администрации украинского президента, вчера неофициально отметил, что очередная рабочая встреча без телекамер была запланирована в экстренном режиме: «Мне об этом сказали в понедельник, 4 ноября. Предполагалось, что Путин и Янукович поговорят с глазу на глаз 10 ноября, но, видимо, что-то поменялось, и встречу перенесли на 9-е». На сей раз пресс-служба украинского президента в полдень в субботу сообщила о предстоящих переговорах, отметив, что они связаны с евроинтеграционными планами Украины, но не указав ни время, ни место встречи глав государств. По состоянию на вчера никакой информации о переговорах не было.
Украинская оппозиция подозревает, что Виктор Янукович взял курс на срыв подписания соглашения с ЕС. Руководитель Международного института демократий Сергей Таран считает, что украинский лидер в последнюю минуту начал колебаться, стоит ли подписывать этот документ, которым украинская сторона берет на себя множество обязательств относительно политических и экономических реформ. «Не думаю, что Янукович твердо решил сорвать подписание соглашения. Скорее он не определился, не может решиться», – сказал «НГ» эксперт. По его мнению, решение Киева зависит во многом от того, продолжит ли европейская сторона жестко настаивать на скорейшем освобождении Юлии Тимошенко.
Как известно, к началу прошлой недели существовала договоренность о схеме решения этой проблемы: Верховная Рада должна была принять один из трех законопроектов о лечении заключенных за рубежом, а президент обещал подписать его и ввести в действие. Но остался нерешенным ряд вопросов: украинская власть не готова была снять судимость Тимошенко, а также пыталась получить от Европы гарантии, что экс-премьер, уехав лечиться в Германию, не будет участвовать в политической жизни Украины.
В Европе сочли, что такой подход не свидетельствует о намерении украинской стороны искоренить практику выборочного правосудия.
В среду, четверг и пятницу Верховная Рада из-за неуступчивой позиции партии власти не смогла проголосовать за законы, касающиеся Тимошенко. В последний рабочий день на парламентском заседании побывали сопредседатели миссии Европарламента Пэт Кокс и Александр Квасьневский. На следующей неделе они будут выступать перед евродепутатами с отчетом о ситуации с выборочным правосудием в Украине. Судя по настроениям в Брюсселе, если к тому времени Тимошенко не получит надежды на скорое освобождение, то 18 ноября совет министров иностранных дел стран – членов ЕС не рекомендует Евросоюзу подписывать с Украиной соглашение об ассоциации. Кокс и Квасьневский дали Киеву время до среды, 13 ноября, чтобы решить вопрос Тимошенко, сообщил журналистам зампредседателя Верховной Рады Руслан Кошулинский.
На сегодня в украинском парламенте создана рабочая группа, которая пытается свести в один документ четыре поданных законопроекта. Голосование может состояться на следующей неделе на внеочередном заседании Верховной Рады, которое инициировала оппозиция. Но представителей партии власти, похоже, все больше раздражает настойчивость европейской стороны.
Премьер-министр Николай Азаров на той же конференции напомнил, что комиссии Кокса–Квасьневского давно аргументированно доказали – Тимошенко виновна: «Первоначально они приехали в страну с черно-белым восприятием: власть — плохая, она изолирует своего политического противника, а политический противник — белый и пушистый. Однако в течение длительного времени они ознакомились с реальными материалами, и им самим стало ясно, что ситуация далеко не черно-белая».
Поэтому Азаров считает, что именно европейская, а не украинская сторона будет виновной в возможном срыве евроинтеграции Украины: «Если кто-то возьмет на себя смелость, прежде всего это относится к европейским политикам, поставить на одни весы судьбу нашей страны, такое важнейшее политическое решение (подписание соглашения об ассоциации. – «НГ») – и очень сомнительное требование, очень сомнительное с юридической точки зрения, да и с любой другой, по Тимошенко, то он возьмет на себя большую ответственность. И это будет не наша ответственность, не наша!»
В Киеве не исключают, что власть просто торгуется с партнерами. «Торг идет по трем направлениям. Дешевые кредиты, цена на газ и, условно говоря, поддержка Виктора Януковича на президентских выборах 2015 года», – сказал «НГ» Сергей Таран. По его мнению, эти вопросы обсуждались в том или ином виде и в ходе встреч Януковича с европейскими и американскими делегациями, и во время бесед с Владимиром Путиным.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко заверил «НГ», что ситуация не означает, что Украина отказалась от евроинтеграции. По его мнению, нет также ничего сенсационного в третьей за три недели встрече Януковича с Путиным: «Украина и РФ – стратегические партнеры. Это факт, который никто не отменял. И нам нужно разработать сценарии, стратегии взаимодействия на каждый их трех возможных вариантов развития событий: подписание или неподписание соглашения с ЕС, а также перенос подписания на 2014 год. Все это – совершенно разные условия, которые требуют разных действий. Об этом, видимо, и говорят главы государств». Продолжение темы в «НГ-дипкурьере».
Киев