Киргизские депутаты не прочь использовать обсуждение вопроса национальной ГТС в личных интересах. Фото Reuters
Если соглашение будет ратифицировано, «Газпром» за 32 руб. получит все принадлежащие «Кыргызгазу» газопроводы, газораспределительные станции, подземные хранилища газа, земельные участки и иное имущество, а также права и интересы, оговоренные в проекте cоглашения.
Почему киргизская сторона пошла на продажу стратегически важного госпредприятия? Основная причина в том, что за 21 год независимости состояние «Кыргызгаза» постоянно ухудшалось. Вместо того чтобы приносить прибыль, «Кыргызгаз» нес убытки, которые покрывались из госбюджета. Украденные средства материализовались в особняки, машины и счета в зарубежных банках.
Регулярные задержки с оплатой поставщикам, хищения средств на всех уровнях организации привели к закономерным последствиям – перебоям с газоснабжением населения, долгам организации, ветшающей инфраструктуре и растущему количеству аварий. Наиболее крупное ЧП случилось прошлой зимой, когда, требуя возврата долгов, поставщики значительно урезали поставки голубого топлива в страну. В результате десятки тысяч жителей Бишкека в течение нескольких суток оставались без газа, а следом и без отопления, электричества и воды в 30-градусные морозы. Сразу после ЧП президент Киргизии Алмазбек Атамбаев отправился в Москву, где на встрече с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером договорился о продаже акций «Кыргызгаза». Нынешнее состояние «Кыргызгаза» таково, что его легче продать, чем навести порядок. К тому же сделка закроет тему многолетних махинаций.
Несмотря на символическую цену в 1 долл. (именно во столько в 2012 году оценил компанию московский офис независимой оценочной компании Deloitte&Touche), особо удачной покупкой сделку по «Кыргызгазу» назвать нельзя. Помимо изношенной газотранспортной сети и абонентов, часть из которых не привыкла оплачивать счета, «Газпрому» достанется долг «Кыргызгаза» в 40 млн. долл., а также обязанность потратить значительные средства на модернизацию местной газотранспортной инфраструктуры и поиск новых месторождений.
Даже если менеджерам «Газпрома» удастся перекрыть все схемы по выводу средств из компании, снизить уровень воровства до допустимого уровня и наладить сбор средств с потребителей, финансовые дивиденды от владения активами «Кыргызгаза» российский монополист получит не скоро.
Основной мотив данной сделки лежит не в финансовой, а в геополитической плоскости. Купив часть киргизской инфраструктуры, Россия усилит влияние в регионе в целом и в Киргизии в частности. Это поможет также хотя бы отчасти сдержать набирающую темпы китайскую экономическую экспансию в Центральную Азию. При этом 100% гарантии того, что сделка осуществится, нет. Переговоры о продаже длятся несколько лет и могут продлиться еще столько же. Например, процесс ратификации может быть сорван в киргизском парламенте. Тема «Кыргызгаза» настолько удобна для саморекламы депутатов, что следует ожидать многочисленных выступлений в ура-патриотическом духе, последующих создании комиссий и откладывании ратификации в долгий ящик.
Власти Киргизии это прекрасно понимают, поэтому вступили в переговоры с Казахстаном по вопросам импорта природного газа до конца 2013 года. Ранее киргизские чиновники успокаивали население, уверяя, что ближайшую зиму Киргизия переживет уже с помощью «Газпрома».
Бишкек