Фото Reuters
В Таджикистан прибыла российская делегация во главе со спикером Госдумы РФ Сергеем Нарышкиным и главой Федеральной миграционной службы (ФМС) Константином Ромодановским. Эксперты этот визит рассматривают как своеобразную поддержку Россией нынешнего главы страны Эмомали Рахмона на предстоящих президентских выборах. После недавней ратификации Душанбе соглашения о статусе российской 201-й военной базы Москва, со своей стороны, намерена активизировать ратификацию других долгожданных для Таджикистана соглашений, в том числе договоренностей по трудовой миграции и льготным ценам на ГСМ. Об этом и будет вести речь в Душанбе сегодня российская делегация, тем самым демонстрируя имиджевую поддержку Рахмона. Предполагается интенсивный диалог по дальнейшему укреплению российской военной базы за счет включения в нее военного аэродрома «Айни».Согласно ратифицированному российско-таджикскому документу по 201-й военной базе (ВБ), в будущем предполагается подписание дополнительного соглашения по объекту ВВС (аэродрому «Айни») близ Гиссара, который Москва также намерена арендовать и считать составной частью 201-й ВБ. Российская делегация, в которой присутствуют и военно-дипломатические эксперты, намерена активизировать диалог на эту тему. «НГ» в свое время уже писала (см. номер от 13.05.13), что содержание проекта соглашения по аэродрому «Айни» было подготовлено еще в начале этого года, однако Рахмон не давал ему ходу. А министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи заявил: «Вопрос по военному аэродрому «Айни» будет рассмотрен с Россией после того, как все ранее достигнутые таджикско-российские договоренности начнут реализовываться».
Ходили слухи, что президент Таджикистана готов был отдать «Айни» даже американцам вместо закрывающегося под Бишкеком транзитного центра США «Манас». Но, похоже, это были банальные спекуляции, так как Рахмон не чувствовал тогда поддержки Москвы на предстоящих в ноябре 2013 года президентских выборах. После встречи в конце минувшего сентября главы России Владимира Путина и Эмомали Рахмона на саммите ОДКБ в Сочи такая поддержка таджикскому лидеру была обещана. И он уже через несколько дней после этого дал добро на ратификацию соглашения по 201-й базе в таджикском парламенте.
Вслед за этим предполагаются интенсивные переговоры и по проекту соглашения по «Айни». В Минобороны и МИД РФ хорошо понимают, что наличие только сухопутной группировки войск в стране не обеспечит решение поставленных перед базой задач в угрожаемый период. Тем более, как утверждает новый чрезвычайный и полномочный посол РФ в Таджикистане Игорь Лякин-Фролов, российско-таджикские договоренности предполагают совместную защиту суверенитета страны и наращивание в ней группировки ВС РФ при соответствующем решении верховных главнокомандующих двух стран. Быстро такое наращивание военных сил и средств может произойти только за счет использования военно-транспортной авиации, которая должна дислоцироваться на военном аэродроме в регионе. «Айни» для этих целей подходит. Тем более что Узбекистан фактически заблокировал сегодня единственную железную дорогу, идущую из России в Таджикистан.
Российские военно-дипломатические источники сообщают, что соглашение по аренде «Айни» Москва намерена подписать еще до 2014 года, то есть до начала активного вывода международных сил из Афганистана. В обмен на этот объект ВВС Россия предлагает дальнейшую долговременную военно-техническую помощь, в том числе помощь в создании в ВС страны полноценного рода войск – армейской авиации. При помощи РФ в ВВС Таджикистана предполагается сформировать две эскадрильи, состоящие из боевых военно-транспортных вертолетов Ми-8 и ударных вертолетов Ми-24. Обучение таджикских военнослужащих соответствующим авиационным специальностям уже начато в военно-учебных заведениях России.
Аэродром «Айни» – это объект ВВС, в обустройство которого РФ в 2005–2008 годах вложила немалые средства. В создании инфраструктуры аэродрома участвовала также Индия, которую Россия недавно предложила принять в Шанхайскую организацию сотрудничества. Москва и Дели уже поставили Таджикистану несколько военно-транспортных вертолетов Ми-8. Не исключено, что с использованием аэродрома «Айни» предполагается внезапная проверка Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) в ходе учений «Афганистан-2014», о которых заявил недавно министр обороны России Сергей Шойгу. Возможно, к этим учениям будут привлечены и индийские военные. Ведь на майском заседании Совбеза РФ, посвященном проблемам Афганистана, Владимир Путин поставил задачу: «Укрепить систему безопасности на южном стратегическом направлении, включая и военную составляющую, задействовать весь арсенал собственных превентивных мер, а также потенциал ОДКБ и ШОС».
Кроме поддержки по линии военного сотрудничества Россия будет оказывать активную военно-техническую помощь и в обустройстве таджикско-афганской границы, о чем также будут вестись переговоры российской стороной в Душанбе 7 октября и в ближайшее время по военно-дипломатической линии. Источники «НГ» в Минобороны РФ утверждают, что с Рахмоном и его правительством будут согласованы детали плана, по которому в случае осложнения обстановки на границе с Афганистаном на ее усиление помимо подразделений 201-й базы будут переброшены части и соединения из состава КСОР ОДКБ.
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин считает, что теоретически нельзя исключать возможности возвращения российских пограничников на таджикско-афганскую границу. Как известно, на саммите в Сочи данная идея была отвергнута, однако анализ возможных ситуаций, которые могут иметь место в 2014 году в связи с осложнением обстановки в Афганистане, говорит, что такие сценарии в военно-политическом руководстве РФ уже рассчитываются. Согласен ли полностью с ними Рахмон, пока не известно.