Гей-активистам в Украине не раз объясняли, где заканчиваются их права. Фото Reuters
Завтра завершит трехдневную работу в Киеве экспертная миссия Евросоюза. Ей предстоит сделать вывод о том, готова ли Украина к следующему этапу либерализации визового режима. Предполагалось, что первый этап завершится минувшей зимой. Однако европейская сторона затормозила процесс, поскольку Украина не приняла закон о противодействии дискриминации сексуальных меньшинств. Верховная Рада не проголосовала за него до сих пор. Но в Киеве ожидают, что на сей раз ЕС смягчит позицию.В этом году Украина и ЕС сумели договориться о смягчении визового режима для отдельных категорий граждан, преимущественно для тех, кто выезжает в Европу по служебным делам. Вопрос об упрощении получения виз для всех остается открытым. Украинские чиновники отмечают, что Западная Европа опасается неконтролируемого наплыва мигрантов, а поэтому тормозит процесс либерализации, цепляясь за малейший повод. Польша, которая в свое время пережила подобное негативное отношение партнеров, сейчас выступает в защиту украинцев.
На днях министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский призвал западных лидеров отменить визы для стран «Восточного партнерства»: «Мы стремимся к тому, чтобы охватить граждан Грузии, Украины и Молдавии, а также России безвизовым движением». Депутаты Европарламента от Польши лоббируют принятие решения о скорейшей отмене виз для студентов. Украинские эксперты делают акцент на том, что открытые границы позволили бы стране скорее и эффективнее интегрироваться в европейское сообщество. Они отмечают, что на сегодня только примерно 15% украинских граждан побывали в дальнем зарубежье, а поэтому люди не представляют себе европейскую жизнь и не могут сделать сознательный выбор.
Виктору Януковичу надо убедить Раду в том, что требование ЕС игнорировать не следует. Но как это сделать?
Фото Reuters |
Представители Западной Европы требуют от Украины выполнения ряда обязательств, в числе которых – принятие специального закона о противодействии дискриминации ЛГБТ-сообществ. Ожидалось, что документ будет внесен на рассмотрение Верховной Рады в начале сентября, однако этого не произошло. Депутаты пояснили, что в парламенте нет необходимого количества голосов для принятия документа. Против принятия закона в Украине выступают и представители партии власти, и оппозиция, и многие общественные организации, и Церковь, и до 90% рядовых граждан. В таких условиях было принято решение пояснить структурам ЕС, что права всех меньшинств, в том числе и сексуальных, в Украине в достаточной степени защищены действующим законодательством.
Эксперт Института Горшенина Владимир Застава сказал «НГ», что в сентябре депутаты от партии власти и от оппозиции донесли этот тезис европейским коллегам. И пояснили, что выделение одной из групп принятием специального закона побудит многие другие группы тоже добиваться принятия десятков или сотен отдельных законов, запрещающих дискриминацию каждого меньшинства в отдельности. Он выразил уверенность, что отсутствие закона о противодействии дискриминации на данном этапе не станет камнем преткновения на пути евроинтеграции Украины. Застава отметил, что на сегодня ЕС по разным причинам заинтересован в подписании соглашения об ассоциации. А после этого в процессе ратификации документа европейцы надеются повлиять на украинскую власть, чтобы добиться принятия всех необходимых решений.
Константин Бондаренко согласился, что не в антидискриминационном законе загвоздка с украинской евроинтеграцией. «Но если Европа будет жестко настаивать и президент Виктор Янукович решит, что надо принимать такой закон, то, думаю, Верховная Рада проголосует», – отметил политолог.
Ранее ЛГБТ-организации направили в Еврокомиссию письмо, в котором попросили европейцев не закрывать глаза на украинские хитрости. «Защита прав ЛГБТ и борьба против гомофобии является официально провозглашенной основой внутренней и внешней политики ЕС. Прямой и явный запрет дискриминации по признаку сексуальной ориентации в трудовых отношениях является минимальным, но абсолютно императивным требованием законодательства ЕС. Мы призываем Евросоюз не подписывать соглашение о либерализации визового режима, пока украинские власти не выполнят обязательств по обеспечению в стране минимальных современных европейских стандартов прав человека, в том числе и по отношению к своим ЛГБТ-гражданам», – было сказано в документе.
Сегодня-завтра станет понятно, что решит ЕС. Эксперты в Киеве отмечают, что отказ в дальнейшей либерализации визового режима из-за отсутствия упомянутого закона будет негативно воспринят украинским обществом. Владимир Застава сказал «НГ», что либерализация визового режима с Евросоюзом важна для значительной части общества: «Европейский выбор украинских граждан носит эмоциональный характер, он обусловлен надеждами и ожиданиями. Социологические опросы и исследования Института Горшенина свидетельствуют, что украинцы от Европы и от России хотят, по сути, одного и того же: свободы передвижения и трудоустройства. Если говорить о России, с которой у нас безвизовый режим, то граждане хотят упрощения процедуры регистрации, отмены бюрократических норм, которые усложняют процесс законного трудоустройства. От Европы соответственно ожидают либерализации и в будущем отмены визового режима».
При этом граждане не понимают, почему Европа связывает два таких разных вопроса. Оппозиционный политик Олег Рыбачук, который при президенте Викторе Ющенко занимался вопросами евроинтеграции Украины, уверен, что Россия спекулирует на этой острой теме. Он рассказал «Газете по-украински», что граждане, особенно на востоке и юге страны, вдруг обеспокоились, что ассоциация с ЕС приведет к легализации однополых браков и к рекламе сексуальных меньшинств в Украине. «Впоследствии понял, что это началась спланированная кампания по промыванию мозгов. Россия начала бить в эту точку: мол, мы – консервативное, православное общество со своими традициями, которые хотят нам разрушить эти проклятые европейцы. Вместо НАТО украинцев начали пугать геями. Такое впечатление, будто Европейский союз только этим живет и дышит. Неправда. Но то, что об этом столько говорят – подготовленная и продуманная вещь. Как российским посольством, так и местным русским православием», – заявил Рыбачук.
Никто из украинских экспертов не комментирует слова политика. Но многие признают, что проблема с принятием антидискриминационного закона – это отражение глубинных противоречий. Владимир Застава отметил важную деталь, которая в будущем может негативно проявиться в отношениях Украины с ЕС: православное общество стремится к интеграции с обществами западных религиозных культур. «Сложнейшая проблема синхронизации ментальных основ украинского и европейского общества выпала из публичного обсуждения. Подразумевается, что это и не проблема вовсе, как-то все само по себе утрясется. На самом деле вопрос общественных отношений гораздо глобальнее, нежели вопросы политики и экономики», – сказал он «НГ». По его мнению, либерализация и в будущем отмена визового режима с ЕС способствовала бы такой синхронизации.
Киев