Встреча лидеров Приднестровья – Евгения Шевчука и Молдавии – Юрие Лянкэ состоялась, и это главное, считают эксперты. Фото с сайтов президента ПМР и правительства Республики Молдова
Вчера в Тирасполе премьер-министр Молдавии Юрие Лянкэ встретился с президентом Приднестровья Евгением Шевчуком. По официальной информации, они обсудили вопросы передвижения людей и товаров через границу по Днестру. По данным источника «НГ» в окружении тираспольского лидера, на встрече речь шла и о перспективах сторон после Вильнюсского саммита «Восточного партнерства», и Шевчук не поддержал предложение Лянкэ вместе двигаться в сторону Евросоюза. В Приднестровье считают этот путь неприемлемым, предпочитая Европейскому – Таможенный союз.Инициатива организации встречи в верхах Молдавии и Приднестровья принадлежит Украине, которая председательствует в ОБСЕ. Тем более что она состоялась в преддверии очередного раунда политических переговоров по урегулированию приднестровского конфликта в рамках формата «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели), который запланирован на 3 октября в Брюсселе. Накануне пресс-служба молдавского правительства сообщила, что премьер Юрие Лянкэ намерен обсудить с Евгением Шевчуком вопрос о статусе Приднестровского региона в составе Республики Молдова. Однако до этого дело не дошло: приднестровский лидер заявил, что это преждевременно, пока надо следовать тактике «малых шагов», то есть решать вопросы экономического и социального порядка. Один из них – возобновление в полном объеме железнодорожного сообщения между Молдавией и Приднестровьем. Переговоры об этом ведутся уже почти два года, в Кишиневе за это время сменился глава правительства, но вопрос так с повестки дня и не снят. Его вчера обсудили и продлили ранее принятое по этому поводу решение – о временном движении грузовых железнодорожных составов по территории сторон.
Кроме того, Кишинев накануне ноябрьского саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе попытался заверить Тирасполь, что подписание соглашения об ассоциированном членстве Молдавии в ЕС, на которое рассчитывает молдавская власть, «не противоречит» процессу урегулирования конфликта. «Мы должны продолжить курс европейской интеграции для того, чтобы модернизировать страну, создать модель, которая будет привлекательной для всех жителей Молдавии – как с правого, так и с левого берега», – заявил Юрие Лянкэ Интерфаксу. Однако пока модель не создана и в Тирасполе предпочитают свой интеграционный путь – в Таможенный союз, где находится традиционный для региона рынок.
«В Министерстве иностранных дел и в ведомствах экономического блока Приднестровья просчитывали возможные риски и последствия вовлечения в экономическое пространство ЕС. Приднестровские представители принимали участие на разных стадиях переговоров Молдовы и ЕС по зоне свободной торговли. Вывод, к которому пришли приднестровские специалисты, однозначен – условия, предлагаемые Европейским союзом Молдове, являются совершенно неприемлемыми для Приднестровья», – заявила накануне глава МИД Приднестровья Нина Штански. Заявление было сделано в Москве, что в Кишиневе считают знаковым, как и место вчерашней встречи Юрие Лянкэ и Евгения Шевчука – в тираспольской гостинице «Россия».
Руководитель кишиневского Центра стратегических исследований и политического консалтинга Анатол Царану заметил, что для Кишинева сейчас важно возобновить контакты с представителями Тирасполя, чтобы не допустить деградации ситуации в Приднестровье то ли в сторону открытого конфликта, то ли ухудшения. Директор молдавского Института общественных политик Аркадий Барбарошие сказал «НГ», что такие встречи не могут решить конфликт: «Переговорный формат «5+2» был создан не для его решения, а для сохранения статус-кво». По мнению политолога, «решение появится тогда, когда появится ответ на вопрос: что получит Москва взамен на урегулирование?» «Приднестровье – инструмент, который использует Кремль для контроля над Молдовой и шантажа ЕС и Украины,– считает Барбарошие. – Потому говорить сегодня о том, что будет делать Тирасполь после Вильнюсского саммита, неправильно. Тирасполь не самостоятелен и будет делать то, что ему подскажет Москва. Что, собственно, и происходит сегодня. С этой позиции можно рассматривать и заявления по поводу евроинтеграции Молдовы, прозвучавшие в Приднестровье». Но при этом он также подчеркнул, что встречи лидеров Кишинева и Тирасполя должны проходить – все же «это лучше, чем ничего».