Ойнихол Бобоназарова присматривается к президентскому креслу. Фото Радио Свобода
Впервые в истории Таджикистана на должность главы государства претендует женщина. Ойнихол Бобоназарова – юрист, правозащитница и общественный деятель, выдвинута единым кандидатом в президенты от коалиции оппозиционных сил Таджикистана. Выборы главы республики пройдут 6 ноября. Шансы на победу Бобоназаровой эксперты оценивают как небольшие, но при этом не исключают, что именно ее будет поддерживать Запад.Ойнихол Бобоназарова заявила, что надеется победить на выборах и осуществить в стране давно назревшие реформы. «Я приняла решение взять на себя этот груз ответственности, так как в стране много проблем и власть не решает их», – сказала она. В случае победы Ойнихол Бобоназарова станет президентом переходного периода сроком на четыре года. Это было одно из условий при создании Объединения реформаторских сил Таджикистана (ОРСТ), в которое вошли политические партии и движения – Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), Социал-демократическая партия Таджикистана (СДПТ), незарегистрированная – «Новый Таджикистан», лидер которой Зайд Саидов оказался под следствием по обвинению в коррупции, а также видные общественные деятели страны. Тогда же лидеры партий ради сохранения оппозиционного единства решили не выдвигать в кандидаты в президенты собственные персоны, но объединиться вокруг одного беспартийного кандидата. Так выбор пал на Ойнихол Бобоназарову.
Лидер ПИВТ Мухиддин Кабири принятое решение объяснил тем, что он сам в восприятии электората всегда будет ассоциироваться с исламской партией, что может быть истолковано как замена светского уклада государства религиозным. А это, по мнению Кабири, приведет к расколу в обществе. Лидер СДПТ Рахматилло Зойиров хотя и заявлял о желании баллотироваться на пост президента, в последний момент взял самоотвод «ради сохранения единства в ОРСТ». В итоге кандидатуру Ойнихол Бобоназаровой поддержали все участники ОРСТ, в том числе влиятельный религиозный деятель и политик Ходжи Акбар Туранджонзода, к мнению которого в республике прислушиваются большинство граждан. «В нынешних политических реалиях страны самый правильный кандидат – это Ойнихол Бобоназарова. Прошу вас, поймите это обстоятельство. Здесь есть нюансы. Я не имею личных претензий к власти, но если власть продолжит править таким образом, то в будущем мы не сможем добраться до безопасного берега», – сказал Туранджонзода на совместном заседании ОРСТ во вторник.
Ойнихол Бобоназарова в конце 1980-х годов стояла у истоков Демократической партии Таджикистана. В 1993 году она была арестована по обвинению в подготовке государственного переворота и измене родине. После освобождения она продолжила правозащитную деятельность и более 10 лет проработала советником по правам человека в душанбинском офисе ОБСЕ. Последние несколько лет Бобоназарова возглавляет общественное объединение «Перспектива плюс», которое занимается мониторингом ситуации в тюрьмах, защищает права женщин и трудовых мигрантов.
Мало кто в Таджикистане и за его пределами верил, что разномастным оппозиционным партиям удастся договориться о выдвижении единого кандидата. «В коридорах власти это решение вызвало переполох – там не ожидали такого развития событий. Все контрсценарии готовились против ПИВТ и СДПТ. Мало кто ожидал, что «исламисты» поддержат светского кандидата, да еще и женщину. Вся идеологическая и административная машина уже была направлена против Кабири и Зойирова», – сказал в прямом эфире независимого таджикского телеканала SAFO-TV эксперт по Таджикистану Темур Варки.
Депутат нижней палаты Маджлиси Намояндагон (парламента) Сухроб Шарипов считает, что выдвижение Ойнихол Бобоназаровой указывает на внутрипартийную борьбу и противоречия в ОРСТ. ПИВТ – один из активных членов ОРСТ, она еще не готова выйти на стартовую линию предстоящих выборов со своим кандидатом, «поэтому они поддержали непартийного кандидата». «Ойнихол Бобоназарова – преподаватель, доктор наук и видный правовед. Но лишь 6 ноября мы узнаем, достаточно ли этого для успешного участия в выборах», – сказал Шарипов агентству «Озодагон».
«Выдвижение Ойнихол Бобоназаровой единым кандидатом от оппозиции, хотя и выглядит весьма оригинально, на исход выборов не повлияет», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. По его мнению, в республике заранее созданы все условия для того, чтобы реальные политические лидеры участвовать в выборах не смогли. «Собственно, после смерти в 2006 году Саида Абдулло Нури – председателя ПИВТ, действительно имевшего широкую поддержку среди населения, возможностей для развития легальной оппозиции в Таджикистане не было. С того же примерно времени и до самого последнего момента шла и продолжается зачистка политического поля. Уцелевшие руководители партий – Мухиддин Кабири и Рахматилло Зойиров хотя и активны в информационном плане, но не тянут на роли общенациональных лидеров», – пояснил эксперт.
По мнению Князева, Ойнихол Бобоназарова хороша в своем нынешнем качестве, а вести политическую борьбу за президентское кресло ей будет крайне тяжело. «Если в предвыборный период Рахмон позволит себе некие неугодные Западу действия, то дружный хор западных неправительственных организаций – от ОБСЕ до экологов – начнет давить на него, апеллируя к известному набору западных ценностных критериев, и у Бобоназаровой может появиться шанс», – сказал эксперт. Но если не произойдет ничего из ряда вон выходящего, то, по его словам, для Рахмона такая соперница может сослужить добрую службу – общество выпустит пар социального недовольства. Князев указал также на не главный, но любопытный момент: «Женщина-кандидат для наиболее религиозной части населения изначально неприемлема. С точки зрения электоральных предпочтений наиболее консервативного населения успех Рахмону, видимо, уже обеспечен».
Вместе с тем в коалиции ОРСТ несколько другой расчет. Речь идет о «гендерных симпатиях» Запада, а следовательно, возможности получения от него существенной поддержки в период выборов. Бобоназаровой могут достаться также голоса женщин Таджикистана. А вот другая надежда оппозиционеров, похоже, не сбудется. Они могли рассчитывать на получение примерно миллиона голосов таджиков, находящихся в трудовой миграции. Но мигранты, судя по всему, участвовать в выборах не смогут. Как сообщил председатель ЦИК РТ Шермухаммади Шохиён, у страны финансовые возможности невелики, поэтому количество избирательных участков за рубежом будет ограничено. В частности, в России вместо необходимых примерно 300 участков (из расчета 3 тыс. человек на один участок) для голосования будет открыто 22.