Среди разношерстной Сирийской Свободной Армии замечены и граждане Украины. Фото Reuters
Посол Сирии в Украине Мохаммед Саид Акиль в среду вечером на пресс-конференции в Киеве заявил о том, что на его родине за повстанцев воюют граждане Украины. Вчера началось выяснение, какие организации на территории страны могут вербовать наемников и на каких основаниях в Крыму действуют некоторые исламские центры.Дипломат не уточнил, сколько наемников из Украины может находиться среди повстанцев: «Нельзя говорить об их численности. Террористы сжигают тела погибших». МИД Украины почти сразу же опроверг его слова. Официальный представитель внешнеполитического ведомства Евгений Перебийнис сообщил, что украинское посольство в Дамаске не получало от МИД Сирии данных, подтверждающих факт участия граждан Украины в военных действиях.
«Немудрено: желающие стать наемниками уезжают по турпутевкам в Турцию, а оттуда попадают в Сирию. Их передвижения фактически невозможно отследить», – считает руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко. Он подчеркнул, что государство не может нести ответственность за эту ситуацию.
Официальную позицию озвучил ранее президент Виктор Янукович: «Мы категорически против решения проблем в Сирии военными средствами». На этом фоне тем более странно выглядел выпад сирийского посла. Исполнительный директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос уверен, что речь не идет о каких-то сложных политических ходах: «Это пропаганда, информационная война». Политолог сказал «НГ», что можно допустить участие десятков, а не сотен или тысяч человек в сирийском конфликте на стороне повстанцев: «Украинцы, как и граждане других стран, бывает, воюют в горячих точках за деньги. Но в случае с Сирией, если придерживаться фактов, известно о двух людях, которые поехали на эту войну через территорию Турции и погибли. Никакого массового участия украинских наемников нет и быть не может».
И все же на заявление сирийского посла в Киеве обратили особое внимание, поскольку ранее в СМИ просачивалась информация о том, что в Сирию едут не просто наемники, а убежденные радикальные исламисты из среды крымских татар. Именно поэтому с официальным комментарием выступил глава Меджлиса Мустафа Джемилев. Он признал, что крымские татары в Сирии могут воевать, но «их по пальцам можно пересчитать». Кроме того, Джемилев сказал, что Меджлис настойчиво призывает граждан даже не думать об участии в войне: «Я знаю один случай – погиб крымский татарин (в Сирии. – «НГ»). Но он приверженец организации «Хизб ут-Тахрир». Меджлис не поддерживает выезд наших соотечественников на эту войну. А среди приверженцев «Хизб ут-Тахрир» ведется активная агитационная работа, что надо там (в Сирии. – «НГ») помогать братьям».
Вчера Служба безопасности Украины (СБУ) подтвердила, что на территории Крыма сторонники организации «Хизб ут-Тахрир» проводят активную агитацию среди мусульман, особенно среди молодежи. Ведомство заявило, что намерено изучить ситуацию и принять меры.
Как известно, именующая себя партией «Хизб-ут-Тахрир» запрещена на территории России, стран Центральной Азии и во многих государствах Европы. Украинский интернет-сайт организации сообщает, что она действует два десятилетия. Но до последнего времени о ней мало кто знал не только в Украине, но даже в Крыму. С прошлого года деятельность организации стала публичной, а в начале лета она впервые провела неожиданно массовый митинг в Симферополе. Игорь Семиволос уточнил, что официально такая партия в Украине не зарегистрирована и действует в виде нескольких религиозных организаций. Эксперт считает, что дальше громких заявлений «Хизб ут-Тахрир» не заходит: «Допускаю, что лидеры Меджлиса ошиблись в идентификации людей, которые стали наемниками в Сирии. По моей информации, это были салафиты (религиозное направление, ратующее за очищение ислама от примесей и призывающее ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины. – «НГ»)». При этом Семиволос выразил уверенность, что в Крыму нет организаций, которые можно было бы назвать экстремистскими или террористическими.
Политолог Константин Бондаренко выразился более осторожно: «На сегодня государственные органы контролируют ситуацию. Но нужно быть готовыми к разным сценариям развития событий в Крыму. Подрастает молодежь, которая вообще настроена более радикально, чем взрослое поколение крымских татар. Со сменой поколений меняется роль Меджлиса, который до сих пор выступал в роли миротворца, не допуская конфликтных ситуаций. А через пару десятилетий, когда, судя по демографическим показателям, крымские татары будут составлять большинство населения полуострова, может встать вопрос о государственности и независимости Крыма. Кто-то уже сейчас, возможно, начал готовить почву для будущих перемен».
Источник в крымских органах власти, попросивший не называть его имени, сказал «НГ», что премьер-министр автономии Анатолий Могилев озабочен фактически бесконтрольной деятельностью некоторых исламских организаций и что в ближайшее время может начаться тотальная проверка.
Примерно два месяца тому назад Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) признало, что «секты» и, в частности, «Хизб ут-Тахрир» в Крыму ведут пропаганду, направленную против муфтията, который обвиняют в нарушении шариата. «Распространяется призыв к непослушанию и неподчинению Духовному управлению. Анархисты разных мастей, прикрываясь шариатом, нагло игнорируют решения Духовного управления, наставления старейшин и имамов, требуют проведения праздничного намаза именно в тот день, когда, по их мнению, он должен быть. В противном случае затеваются споры, народ настраивается против ДУМК и имамов, разносятся прокламации, листовки, сектанты ходят по домам», – рассказал заместитель Муфтия Крыма Айдер Исмаилов.
Крымский политолог Андрей Демартыно сказал «НГ»: «Неофициальная информация о том, что одна из радикальных исламских организаций направляет в горячие точки своих членов, давно циркулирует. Но если эти случаи и имеют место, то носят единичный характер. В целом это явление весьма опасное и требует жесткого государственного контроля за всеми формами проявления религиозного радикализма, особенно исламского. Безусловно, участники военных конфликтов – это уже фактор угрозы, такие люди являются носителями экстремизма и агрессивных форм поведения». Однако эксперты в Крыму уверены, что на сегодня население полуострова мало подвержено подобному влиянию, поскольку все жители Крыма независимо от национальности одинаково заинтересованы в мире и стабильности.
Киев