0
10407
Газета СНГ Интернет-версия

03.09.2013 00:01:00

Путин и Саргсян испытают прочность стратегического союза

Тэги: армения, россия, сотрудничество, политика


армения, россия, сотрудничество, политика Владимиру Путину и Сержу Саргсяну до сих пор всегда удавалось найти общий язык. Фото Reuters

Сегодня в Москву прибывает президент Армении Серж Саргсян. В программе рабочего визита встреча с президентом РФ Владимиром Путиным. В ходе переговоров планируется обмен мнениями по вопросам двусторонних отношений, интеграционных процессов на постсоветском пространстве, обсуждение проблем безопасности и стабильности на Южном Кавказе. Визит Саргсяна примечателен тем, что он пройдет на фоне некоторого, по оценкам экспертов, ухудшения отношений между стратегическими партнерами.
Армения готовится к парафированию Ассоциативного соглашения с ЕС на саммите «Восточного партнерства», который состоится в ноябре в Литве. Россия достаточно жестко сформулировала условия партнерских отношений с республиками бывшего СССР: им надо выбирать между союзами на постсоветском пространстве и альянсами с западными институтами – совмещение неприемлемо.
Директор Института стран СНГ Константин Затулин считает визит в Москву Сержа Саргсяна своевременным. «В Москве он побывает еще и 17 сентября – на торжественном открытии крупнейшего за пределами Армении храма Армянской апостольской церкви. Очевидно, что график визитов связан не только с формальной стороной, но и необходимостью посоветоваться с российскими партнерами по ряду вопросов. В том числе и по парафированию соглашения о свободной торговле с ЕС», – сказал «НГ» Константин Затулин. По его мнению, проект Ассоциации Армения–ЕС конкурирует с интеграционными проектами на постсоветском пространстве, и последствия для Еревана в отношениях с Москвой могут быть примерно такие, как сейчас у Киева. «Я не вижу особого позитива для Армении, который может ей дать соглашение с ЕС, сулящее осложнения с Россией. Притом что Армения – наш союзник по СНГ и ОДКБ. Считаю визит Саргсяна своевременным – ему есть что обсудить с Путиным. Не исключено, что президенты затронут вопрос, почему Армения остается без приглашения в Таможенный союз, ведь руководство республики выражало интерес к этой организации. Все это следует обсудить спокойно, без надрыва», – сказал «НГ» Затулин, подчеркнув, что армянской стороне надо знать, что совмещение членства в альянсах невозможно.
Глава делегации ЕС в Армении Траян Христеа говорит, что соглашение об Ассоциации позволит Армении совместно с ЕС продвигать программу модернизации и реформ. «Оно окажет положительное влияние на повседневную жизнь в Армении, включая создание зоны свободной торговли… На данном этапе подготовка к парафированию носит технический характер: проводится проверка качества текста с правовой и лингвистической точек зрения», – сказал он агентству Regnum.
Ереванский аналитик Борис Навасардян в беседе с «НГ» призвал обратить внимание на то, что ассоциированное членство в ЕС дифференцировано. «Для стран Северной Африки оно сводится к экономическим составляющим, а для стран «Восточного партнерства» – Украины, Грузии, Молдовы и Армении – есть и политические, под которыми подразумеваются искоренение коррупции, демократизация общества, реформы в области управления», – заявил Навасардян «НГ». По его словам, ожидания в Армении от соглашения об Ассоциации разнообразные: одних прельщает облегчение визового режима, других – зона свободной торговли, позволяющая беспрепятственно доставлять товары на европейский рынок при соблюдении их высокого качества, третьих – сильные механизмы воздействия ЕС на проводимые реформы, когда их имитация станет невозможной. «Скажем, если Армения не будет реально выполнять нормы фитосанитарии и безопасности продуктов, она лишится европейского рынка», – сказал Навасардян. Он обращает внимание на то, что в армянском договоре с ЕС сильный акцент сделан на необходимости демократических и экономических реформ, и в нем, в отличие от украинского или грузинского вариантов, не затрагиваются вопросы безопасности или перспективы вступления в ЕС.
Действия Армении, которые в России могут быть расценены как готовность к геополитическому развороту, продиктованы тяжелым блокадным положением страны – с одной стороны, а с другой – несбывшимися  ожиданиями (а уровень их был высок) от стратегического партнерства с РФ. Подавляющее большинство предприятий, уступленных России в счет госдолга, так и не заработали. Безответной остается неоднократная просьба о кредите в 2 млрд. долл., который мог бы стабилизировать местную экономику. Не все ясно с получением российского гранта на минимизацию последствий от подорожания российского же газа. На этот негатив наложились такие факторы, как продажа Россией вооружений Азербайджану, ревностное отношение к визиту Путина в Баку (его приезда очень желали и в Ереване), и, наконец, то, что Армения, несмотря на заявления о готовности вступить в Таможенный союз и ЕврАзЭС, приглашения так и не получила. К Армении, готовой подписать соглашение об Ассоциации с ЕС, можно отнестись как к бедному родственнику, докучавшему просьбами о помощи и вдруг самостоятельно нашедшему какой-то выход. Но проявит ли Москва несвойственный в подобных случаях философский подход?
«Положение с соглашением об Ассоциации  таково, что если власти Армении включат задний ход и воздержатся от парафирования, это приведет к потере международного авторитета и созданию имиджа несерьезного государства. А если окажется, что к этому причастна Россия, вынудившая Армению идти против собственных интересов, то и общественное отношение к России претерпит изменение», – сказал «НГ» Борис Навасардян.
 По мнению аналитика, отрицательную реакцию Москвы на европейский вектор Еревана можно было предугадать. Но власти Армении, очевидно, рассчитывали, что смогут продолжить балансирование, основываясь на комплементарной политике, или решили действовать по принципу: прыгнем в воду, а там будет видно, как выплывать.
Однако Борис Навасардян не считает, что складывающаяся между Москвой и Ереваном коллизия способна ударить по интересам Нагорного Карабаха. «Вряд ли сейчас России выгодно в геополитических и в любых смыслах решать вопрос в пользу одной из сторон. А для Азербайджана, мне кажется, сохранение того уровня суверенитета, которого он достиг в постсоветские годы, важнее, чем вопрос Карабаха», – сказал «НГ» аналитик. По его мнению, в вопросе о Карабахе Баку готов жертвовать деньгами и нефтью, но не уступать часть суверенитета. А потому и непонятно, почему в этом вопросе Россия резко должна занять сторону Азербайджана.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
967
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
933
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
748
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
499

Другие новости