Фото Reuters
Документ, вызвавший удивление местных наблюдателей, корректирует другой указ президента, регулирующий деятельность Комитата государственного контроля (КГК). В соответствии с изменениями у КГК появляется новая обязанность – контролировать исполнение законодательства о национальной безопасности. Уточним, что ранее в его обязанности входил контроль экономического законодательства. В частности, исполнения бюджета, использования государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Новая функция фактически дублирует задачи КГБ, на что в первую очередь обратили внимание местные наблюдатели. «Если уж теперь будет две организации, отвечающие за национальную безопасность, тогда между ними, может, будет соревнование: кто лучше работает, кто более ответственный», – рассуждает на эту тему экс-председатель Верховного совета, генерал-лейтенант Мечислав Гриб. Эксперт высказал недоумение по поводу наделения КГК новой функцией и предположил, что ни к чему хорошему это не приведет.
Правда, в условиях белорусской действительности дублирование контрольных функций – явление не уникальное. Например, оперативно-разыскную деятельность ведут несколько структур, напоминает Мечислав Гриб. Такой подход позволяет им следить друг за другом, доносить руководству и повышать свою собственную значимость. Кстати, в экспертной среде высказывается мнение, что Лукашенко сознательно вводит такой дубляж, поскольку все больше боится своего окружения и уже мало кому доверяет.
Права, которыми наделяется КГК для реализации своей новой функции, стали неприятной новостью для бизнес-сообщества, ведь президент Лукашенко буквально на прошлой неделе обещал этому сектору «раскрепощение деловой инициативы» и право на предпринимательский риск. Дело в том, что контролируя национальную безопасность, КГК теперь будет иметь законное право приостановить или даже полностью прекратить деятельность любого предприятия.
Правда, многие представители бизнеса утверждают, что де-факто КГК уже обладал такими полномочиями и использовал их в отношении компаний, ставших неугодными по той или иной причине. Например, это могли быть негосударственные СМИ, предприятия, собственники которых продемонстрировали свою политическую неблагонадежность, и т.п. «Своим указом Лукашенко узаконил беззаконие!», – оценил новшество подполковник запаса КГБ Сергея Анисько.
Экспертов пугает даже не сам факт наделения КГК не совсем свойственными ему функциями, сколько белорусская правоприменительная практика, в которой понятие «национальная безопасность» трактуется очень широко. Журналисты негосударственных СМИ опасаются, что в первую очередь могут пострадать их редакции, ведь дискредитацию белорусской действительности власти видят даже в фотографиях. В сложных экономических условиях и безнадежной борьбе с более качественным импортом даже предприятие-импортер может нести угрозу национальной безопасности, рассуждают в бизнес-среде.
Закрытие предприятий без суда и следствия также станет почвой для коррупции, рассуждают эксперты о возможных последствиях. «Фактически 1200 или даже больше человек, которые сейчас работают в КГК, подвергнуты испытанию. Их подталкивают к коррупции. Ведь теперь именно от них зависит, принимать соответствующие решения или нет», – говорит бывший сотрудник КГК Олег Игнатенко. «Я думаю, что здесь не исключены достаточно тяжелые последствия. Они могут привести даже к тому, что при разборках начнут людей физически ликвидировать», – предполагает он.
Конечно, такая вседозволенность контролирующего органа ухудшит и без того негативный инвестиционный климат Белоруссии. Как писала «НГ» ранее, тенденция ухода инвесторов из страны и так уже закрепилась в последние несколько лет.
Минск