В Белоруссии отныне любой протестующий может быть объявлен террористом. Фото Reuters
Правительство Белоруссии утвердило концепцию борьбы с терроризмом. Эксперты недоумевают, чем вызвана такая потребность, и предполагают, что власти начнут записывать в террористы всех несогласных с официальным курсом страны.Задуматься об угрозе терроризма белорусские власти заставило «увеличение в мире потенциала конфликтности» и «уровня террористической активности». Концепция не стала документом прямого действия. В ней изложено понимание этого явления в Белоруссии. Первое, на что обратили внимание местные наблюдатели, – это видение властями источников внутренней террористической угрозы. Концепция предлагает в качестве таковых рассматривать «использование методов, заведомо направленных на дестабилизацию обстановки в Республике Беларусь, искусственное нагнетание напряженности в обществе, создающее угрозу беспорядков».
Угрозу терроризма, по мнению авторов документа, также представляет «ослабление патриотизма и традиционных нравственных ценностей в молодежной среде», «деструктивное информационное воздействие на процесс социализации молодежи» и даже «тенденция к росту социального расслоения». Кстати, внешние угрозы терроризма Белоруссия связывает со своим транзитным географическим положением и «уязвимостью информационного пространства» перед Интернетом и СМИ, через которые может распространяться «идеология терроризма».
«Ослабление патриотизма приравняли к террористической угрозе», – так уже оценили новый документ местные СМИ. Осознавая важность проблемы и соглашаясь с тем, что государство должно противостоять терроризму, эксперты обращают внимание на специфику применения норм законодательства в Белоруссии. Они предполагают, что под вывеской профилактики терроризма власть еще больше усилит контроль за гражданским обществом и политическими противниками. «Манипулирование этим документом даст возможность объявлять те или иные политические силы террористическими или несущими потенциальную террористическую угрозу», – полагает правозащитник Павел Сапелко. По его мнению, документ даст основания причислить к террористическим или представляющим потенциальную угрозу те институты гражданского общества иностранных государств, «которые известны своей непримиримой позицией к тираниям».
Эксперты также обращают внимание на тот факт, что документ вышел как раз в то время, когда социальная напряженность в обществе нарастает в связи с ростом цен, снижением объемов производства, угрожающим в самой ближайшей перспективе обернуться снижением доходов. «Почему правительство принимает сегодня такой документ? – задается вопросом экс-председатель Верховного совета Белоруссии Мечислав Гриб. – Я не вижу никаких террористических угроз». Именно это дает основания подозревать, что применять такую широкую трактовку понятия «терроризм» власть намерена и в отношении несогласных с ее политикой. Для экспертов, рассуждающих о нечеткости и неоднозначности изложенных в документе определений, непонятно и то, кто будет определять, является то или иное проявление общественного настроения терроризмом? «Специалисты какого профиля будут делать заключения по такому обвинению?» – продолжает Мечислав Гриб. У него так же, как и у журналистов, которым легко оказаться уличенными в отсутствии патриотизма, недоумение вызывает именно эта норма. «Если у кого-то патриотизм ослаб, это не значит, что этот человек стал склонным к терроризму, – говорит Гриб. – Люди могут быть патриотами, а могут и не быть, но непатриоты – это не обязательно террористы».
Напомним, что расширением трактовки терроризма власть Белоруссии озаботилась ранее. Около года назад были приняты поправки в закон «О борьбе с терроризмом». Уже тогда это понятие начали трактовать не как действие, а как явление. Эксперты предупредили, что под новую формулировку подпадает вся общественно-политическая деятельность и как терроризм могут трактоваться любые уличные акции, забастовки и т.п. Происходящее в последнее время в Белоруссии дает основания полагать, что государство, ужесточая законодательство, не защищает граждан, а готово защищаться от них.
Минск