Николаю Азарову пришлось изменить планы, которые он обсуждал с Дмитрием Медведевым. Фото Reuters
Украина приостановила транзит зерна из Краснодарского края через свою территорию, а до конца недели может вовсе запретить его ввоз из России. По словам чиновников, сейчас идет согласование с Россельхознадзором. Причина - опасность распространения возбудителей ящура и африканской чумы свиней. Ситуация поставила под вопрос возможность создания Причерноморского зернового пула Украины, России и Казахстана, о котором только в прошлую пятницу говорили в Сочи премьер-министры Дмитрий Медведев и Николай Азаров.Идея зернового пула, инициатором создания которого выступила российская сторона, обсуждается с 2009 года. Предполагается, что, объединившись, три крупнейших производителя зерна в СНГ могли бы выступить одной командой и значительно усилить свои позиции на мировом рынке. По данным Российского зернового союза, из-за разрозненных действий и взаимной конкуренции на внешних рынках Россия, Украина и Казахстан теряют ежегодно по 10 долл. на каждой тонне зерна.
Эксперты в Киеве отмечают, что проект предполагалось реализовать поэтапно, начиная с обмена информацией и заканчивая согласованием политики по объемам производства и направлениям продаж. В 2010 году обсуждались планы создания биржи по торговле зерном для стран Причерноморского региона. Но к концу 2011-го украинская сторона пришла к выводу о невозможности реализовать идею пула: структуры и предприятия, которые предполагалось включить в проект, имеют разную форму собственности, а поэтому государство с рыночной экономикой не может им указывать, как и на каких условиях работать.
Осенью прошлого года к вопросу снова вернулись. Он прозвучал и в ходе состоявшейся в минувшую пятницу встречи глав правительств Медведева и Азарова. На днях замминистра сельского хозяйства РФ Илья Шестаков сообщил, что идея зернового пула станет центральной темой второго Всемирного зернового форума, который состоится в октябре в Москве – в рамках всероссийской выставки-ярмарки «Золотая осень». Планируется, что вопрос будет обсуждаться на уровне руководителя аграрных министерств трех стран СНГ и председателя организации Черноморского экономического сотрудничества.
В Киеве, как и прежде, прохладно относятся к инициативе. Первый замминистра аграрной политики и продовольствия Украины Иван Бисюк дипломатично отметил, что идея требует серьезного изучения: «Мы хотим общаться на уровне обмена информацией с нашими коллегами из РФ и Казахстана». И уточнил: «Мы бы только не хотели зависеть от других стран, потому что Украина является одним из крупнейших экспортеров зерновых в мире».
Гораздо более резко говорят о зерновом пуле украинские производители и представители отраслевых объединений. Президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко на пресс-конференции после визита Азарова в Сочи заявил, что зерновой пул невыгоден украинской стороне, а производители с надеждой смотрят в сторону Евросоюза, с которым в ноябре планируется подписать соглашение об ассоциации и о зоне свободной торговли. Клименко пояснил ситуацию цифрами: в 2012–2013 маркетинговом году (маркетинговый год длится с июля одного года по июнь следующего) Украина поставила в страны ЕС 38% от всего экспорта зерновых, а в страны Таможенного союза – 0,6%.
Эксперты в Киеве утверждают, что Россия заинтересована в первую очередь в свободной транспортировке своего зерна по территории Украины, а также в экспорте его через украинские портовые элеваторы. Руководитель отраслевого консалтингового агентства ААА Сергей Наливка пояснил «НГ», что транспортные мощности Украины загружены: «Конечно, нам нужно свое зерно доставить на элеваторы. Если объем транзита резко увеличится, инфраструктура может просто не выдержать нагрузки».
Он отметил, что урожай, ожидающийся в Украине, составит порядка 60 млн. тонн, примерно половина, как планируется, уйдет на экспорт. Правительство ставит задачу наращивать производство и внешние поставки. На днях первый вице-премьер Сергей Арбузов сообщил, что через десять лет Украина войдет в тройку мировых лидеров на рынке зерна.
Российский урожай прогнозируется на уровне 85 млн. тонн, отметил Наливка. Но по украинской территории транспортируется незначительная часть экспортных поставок: в прошлом году объем составил всего около 17 тыс. тонн, а к настоящему моменту перевалка российского зерна в украинских портах чуть превысила 8 тыс. тонн. Что касается Казахстана, то, попытавшись транспортировать зерно по украинской территории, он отказался от идеи из-за нерентабельности: «Они даже построили свой терминал в Николаевском порту, но логистика поставок такова, что казахам пришлось переориентироваться на работу с украинским зерном: формируют крупные партии и поставляют».
Генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимир Лапа подтвердил украинским СМИ, что вопросы логистики – одна из главных проблем. Он отметил, что теоретически в рамках зернового пула казахское зерно могло бы поставляться в Россию, российское – в Украину, а из украинских портов отгружаться на экспорт. Источник «НГ» в ведомственной структуре неофициально сказал «НГ», что такая схема обсуждалась, но тоже не вызвала восторга в Киеве: «Качество зерна разное. Да и вообще – зачем нам это нужно, что это даст Украине? Что даст России – понятно: говоря о зерновом пуле, они предполагают на определенном этапе получить контроль над ситуацией, ввести квоты и указывать, кому, сколько, чего выращивать, кому и на каких условиях продавать. Мы это можем решить сами».
Председатель Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Иван Томич предположил, что зерновой пул – это логическое продолжение евразийской интеграции. «Если мы выберем ЕврАзЭС, Таможенный союз – там нам и пул. Все зависит от вектора внешней политики. Какие нам преимущества дает это сотрудничество? Мы становимся четвертой ножкой в стуле России. Мы будем их подпирать своими возможностями. А они будут забирать клиентов на внешних рынках. Я не вижу смысла в такой политике», – заявил он.
Хотя в Киеве резко критикуют идею зернового объединения, эксперты сходятся во мнении, что ожидающееся со дня на день решение о запрете транзита российского зерна не связано с политикой и не является торговой войной со стороны Украины. Пресс-служба Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы сообщила, что причиной стали вспышки ящура и африканской чумы свиней. Украинская сторона ожидает от России информации о мерах по ликвидации болезней, которые могут переноситься с транспортируемым зерном. Сергей Наливка уверен: «Это чрезвычайно опасная ситуация. Все понимают, что распространение болезни нужно остановить. Закрытие границ для транзита в таких условиях – необходимая и обоснованная мера. В этом случае, в отличие от принимавшихся российской стороной запретов на поставки украинской продукции, невозможно говорить о торговой войне. Это не противостояние, а совместные действия в интересах обеих стран».
Киев