Фото Reuters
За два дня до переговоров премьер-министров Николая Азарова и Дмитрия Медведева стало известно о намерении России ввести новые экономические санкции против Украины. Начавшаяся в сентябре прошлого года так называемая автомобильная война теперь затронет украинские отрасли, не связанные с производством и продажей автомобилей. Вместе с Россией санкции по отношению к Украине могут ввести другие страны, в первую очередь члены Таможенного союза. Но и против России возможны экономические меры со стороны Евросоюза.Россия не обсуждала с Украиной вопрос о возможности введения экономических санкций, заявил вчера агентству УНИАН правительственный уполномоченный по вопросам европейской интеграции Валерий Пятницкий.
Он отметил, что заявление о возможности введения спецпошлин на импорт из Украины шоколада, стекла и угля является элементом давления со стороны России.
А началось все с введения российской стороной утилизационного сбора на автомобили с сентября прошлого года, напомнил «НГ» экономист Киевского центра политических исследований и конфликтологии Александр Кошик. Эта мера больше всего ударила по украинским производителям, которые до тех пор беспошлинно ввозили машины в Россию. Утилизационный сбор был воспринят как разновидность ввозной пошлины с высокими ставками, из-за которых экспорт стал нерентабельным.
Украинское правительство озаботилось защитой своего производителя. Вопрос введения аналогичного российскому утилизационного сбора вызывал множество споров. С протестами и предостережениями выступали не только иностранные производители, но также официальные представители Евросоюза и Всемирной торговой организации (ВТО). «И все же Верховная Рада ровно неделю тому назад проголосовала за два закона, касающихся утилизационного сбора. Они вступят в силу через три месяца. Но с середины апреля Украина уже ввела временные, сроком на три года заградительные меры в виде специальных пошлин на импорт новых автомобилей», – рассказал «НГ» руководитель компании «Автоконсалтинг» Олег Омельницкий. Поясняя, как эти меры отразятся на цене, он отметил, что спецпошлина на бюджетный автомобиль объемом двигателя 1,6 л составляет 1200–1300 евро, а утилизационный сбор – еще 700–800 евро.
По данным Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, с мая поставки импортных автомобилей практически прекратились, поскольку их продажа стала невыгодной. Олег Омельницкий отметил: «Объективно оценить последствия введения спецпошлин пока не представляется возможным. Прошло всего три месяца, в течение которых распродавались запасы со складов. Но в целом о ситуации можно судить по тому, что, например, российский АвтоВАЗ, традиционно входивший в украинский топ-5 поставщиков, опустился на 11-ю позицию по итогам июня. Peugeot, Citroen, Nissan, Hyundai и другие автомобили, производящиеся на предприятиях в России, существенно сократили поставки в Украину, а некоторые новые модели вообще не поступили на наш рынок».
О том, насколько существенным был удар по поставщикам, эксперты рынка предлагают судить по данным прошлого года: Южная Корея поставила автомобилей на 311 млн. долл., США – на 160 млн., Китай – почти на 100 млн., Россия – примерно на 36 млн. долл.
Подсчитывая потери из-за падения рынка, некоторые страны-поставщики собираются ввести против Украины экономические санкции. Нормы ВТО, членом которой является Украина, предполагают компенсационные механизмы. Уже сегодня на заседании Совета по торговле товарами ВТО возможен скандал: Япония заявит о протесте в связи с украинскими пошлинами на автомобили. Ее позицию, как ожидается, поддержат делегация Евросоюза, Турция, США, Россия и Южная Корея.
Месяц тому назад, зная о готовящемся скандале, украинский премьер Николай Азаров заявил, что Киев не нарушил нормы ВТО при введении защитных мер: «В условиях, когда у нас есть проблемы с внешнеторговым балансом, мы имеем право принимать такие меры. Мы не нарушили ни одного пункта, поэтому никаких оснований вводить любые санкции, а тем более компенсационные – их просто не может быть».
Тем более неожиданной стала новость о намерении российской стороны ввести экономические санкции в виде пошлин на ряд украинских товаров, поставляющихся в Россию. Под удар попадут сахар, шоколад, некоторые виды стекла и угля. Причем предполагается, что российская сторона скоординирует свои действия с другими членами Таможенного союза – Белоруссией и Казахстаном. От этого потери для Украины будут еще ощутимее. Сообщение о готовящихся мерах появилось в СМИ накануне заседания ВТО и за два дня до встречи премьер-министров Украины и России в Сочи.
Экономист Александр Кошик отметил, что проблема, получившая в прессе название автомобильной войны, но вышедшая за рамки автомобильной отрасли, имеет две стороны. «Украина пять лет тому назад, видимо, не понимала до конца последствий вступления в ВТО, как сейчас, мне кажется, не до конца осознает последствия ожидаемого создания зоны свободной торговли с ЕС. Россия же, первой применив такую защитную меру, как утилизационный сбор, развязала торговую войну не только с Украиной. Сейчас Евросоюз рассматривает возможность введения санкций против России. Это очень серьезно», – отметил он. Эксперт считает, что в сложившейся ситуации невозможно спрогнозировать, кто выиграет, а кто проиграет: «Что касается Украины, то защита внутреннего рынка ничего не дала: за первое полугодие производство автомобилей снизилось более чем на 50%. Выиграл только наш АвтоЗАЗ. Но стоят ли его успехи возможных потерь от удара по многим отраслям экономики?»
По мнению украинских экспертов, единственный выход из запутавшейся ситуации – отменить все введенные защитные меры. «Не думаю, что это произойдет прямо на встрече премьер-министров в Сочи. И не очень верю, что это может сделать назначенный представителем Украины при Евразийской экономической комиссии Виктор Суслов. Но если на переговорах премьеров в пятницу прозвучит хотя бы политическое заявление, свидетельствующее о намерении сторон прекратить автомобильную войну, это уже будет хорошим результатом встречи и успешным началом работы Суслова», – сказал Александр Кошик.
Киев