Министр образования Дмитрий Табачник сегодня занят не только русским языком. Фото с официального сайта Министерства образования и науки Украины
Вчера в Украине состоялось внешнее независимое оценивание знаний (аналог российского ЕГЭ) по русскому языку. На тестирование записались менее 2% выпускников – 6,9 тыс. человек. Со следующего года ситуация может измениться: Минобразования инициировало введение во всех школах обязательного изучения второго иностранного языка. Материально-техническая база и преподавательский состав диктуют школам выбор в пользу русского.До сих пор школьники в Украине изучали один иностранный язык, чаще всего английский. Член парламентского комитета по вопросам науки и образования, курирующая вопросы среднего образования, Виталина Дзоз сказала «НГ», что русский не был обязательным предметом для украинских школ. Представитель администрации специализированной языковой киевской школы с украинским языком обучения рассказал, попросив не упоминать его имени и номер школы: «Не надо нас впутывать в политику. У нас русский изучали и ранее – с пятого класса, один-два урока в неделю. Обязательными предметами являются английский и французский. Но родители хотят, чтобы их дети умели грамотно писать на русском – и мы пошли навстречу. В учебном плане предусмотрена так называемая вариативная часть, за счет которой введен этот предмет. И никаких скандалов. Довольны и дети, и родители, и школа».
В физико-математическом лицее на тех же условиях анонимности пояснили, что они используют вариативную часть учебного плана для профильных предметов: «Наши родители не настаивают на русском. Им важно, чтобы дети хорошо знали точные науки. Ну и английский – без него в современном мире никак. Русский в Украине и так знает каждый – читают, общаются на русском, хотя пишут с ошибками. Но на дополнительные гуманитарные дисциплины просто не хватает часов».
Представители школ пока не знают, за счет каких предметов с сентября введут обязательные уроки второго иностранного. Утрясать расписание будут летом. Но с языком уже определились. По официальным данным, 52% школ выбрали немецкий язык, 23% – русский, 14% – французский, 8% – английский, 2% – польский, 1% – испанский. В комитете Верховной Рады считают, что эти данные – предварительные. Как только дойдет до дела, может возникнуть дефицит преподавателей и вопрос обеспечения учебниками. Самый простой способ решить проблему – вернуться к изучению русского.
Депутат Виталина Дзоз считает, что это будет правильно: «Уверена, что изучение русского языка как второго иностранного с пятого класса – единственно правильный и рациональный выход из сложившейся ситуации. Где возьмет маленькая сельская школа учителя французского, немецкого, итальянского? Русский – язык международного общения, и, если все украинские школьники будут его знать, уверена, что это станет дополнительным преимуществом в их дальнейшем обучении».
Эксперты в Киеве отмечают, что инициатива Минобразования могла возникнуть в связи с тем, что Партии регионов не удалось реализовать предвыборные обещания о повышении статуса русского до уровня второго государственного. Недавно лидер парламентской фракции правящей партии Александр Ефремов признал, что его политической силе и в прежнем составе Верховной Рады, и в нынешнем не удается найти 300 голосов для внесения изменений в Конституцию, где государственный статус закреплен только за украинским языком.
Год назад, готовясь к осенним парламентским выборам, Партия регионов сделала рывок: был принят закон о региональных языках. Он фактически уравнивал языки нацменьшинств в правах с государственным языком на территориях компактного проживания национальных групп. Предполагалось, что на региональном уровне это новшество повысит статус русского, но в результате власть получила акции протеста защитников украинского, а также множество требований о повышении статуса 20 языков на уровне областей, районов и даже отдельных сел. Президент ввел скандальный закон в действие, но одновременно создал рабочую группу для усовершенствования документа.
«Инициативу Минобразования о втором иностранном языке можно считать опосредованным стимулом к изучению русского», – сказал «НГ» научный руководитель Школы политической аналитики, профессор политологии национального университета «Киево-Могилянская академия» Алексей Гарань. Он отметил, что в Украине к изучению языков подходят прагматично, с точки зрения применения знаний в будущем. «У меня нет точных данных, но с каждым годом все больше абитуриентов поступают в вузы Восточной Европы. В России для украинцев действуют квоты, ограничения. А если уж учиться платно, то лучше (иногда и значительно дешевле) – в Польше, Чехии, Венгрии», – пояснил эксперт.
Ежегодная квота для украинских студентов и аспирантов составляет, по словам собеседников «НГ», около трех сотен бюджетных мест. Прием документов проводится представительством Россотрудничества, в котором «НГ» рассказали, что с каждым годом конкурс все выше. «Если раньше принимались украинские аттестаты о среднем образовании с оценками не ниже девяти баллов (в украинских школах введена 12-балльная система оценивания. – «НГ»), то в этом году планка была повышена до 10 баллов – много желающих учиться в России», – рассказала сотрудница ведомства. Но в самых престижных вузах украинские студенты могут учиться только на коммерческой основе в качестве иностранных граждан.
Те, кто вчера сдавал экзамен по русскому, ориентируются скорее на обучение в Украине – на филологических факультетах университетов. Те же, кто собирался отправиться на учебу в Россию, – выпускники русских школ, которые все предметы на внешнем независимом оценивании сдавали на русском языке. Их число, как ранее сообщил министр образования Украины Дмитрий Табачник, в этом году составило 25%.
Руководитель аналитического центра «Пента» Владимир Фесенко отметил, что статус русского языка в Украине традиционного используется для политических спекуляций. «В обществе нет дискриминации русского. Нет никаких гонений, притеснений. Для рядовых граждан языковая проблема не входит в десятку приоритетных. Но муссировать эту тему выгодно политикам», – сказал он, предположив, что с приближением президентских выборов 2015 года появятся и новые инициативы, прямо или опосредованно связанные с повышением статуса русского, и ответные протестные акции защитников украинского.