Ислам Каримов выбрал нового партнера. Фото Reuters
Вчера в Ташкент на переговоры прилетел статс-секретарь, замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин. А в четверг в узбекскую столицу прибывает президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Эти визиты дают основания экспертам утверждать о формировании новой геополитической оси Москва–Астана–Ташкент.Визит Григория Карасина в Ташкент является продолжением диалога, начатого в Москве в апреле нынешнего года президентами Исламом Каримовым и Владимиром Путиным. Об этом «НГ» сообщили в посольстве Узбекистана в РФ. Тогда был подписан большой пакет документов по различным областям сотрудничества – от экономики до кооперации спецслужб, рассчитанный до 2017 года. От его реалиации зависит безопасность и развитие всего Центрально-Азиатского региона.
«Основные вопросы нынешней повестки дня – обсуждение путей укрепления сотрудничества в области безопасности между Узбекистаном и Россией, в том числе в свете предстоящего вывода в 2014 году контингента войск ISAF из Афганистана и в целом перспективы развития ситуации в регионе», – сообщили в узбекском дипведомстве.
«МИД Узбекистана едва ли не ежедневно проводит политические консультации с дипломатами разных стран мира. Нынешняя политконсультация выбивается из общего контекста. Одно дело – проводить консультации, скажем, с Латвией или Болгарией, и другое дело – с Россией. У Москвы и Ташкента подписаны два важных договора – о стратегическом партнерстве и союзнических отношениях. А это ко многому обязывает», – сказал «НГ» независимый политолог из Узбекистана Фархад Толипов. По его словам, эти документы достаточно амбициозны. «Узбекистан, на первый взгляд, потерял ОДКБ как инструмент защиты безопасности. Но имеется аналогичный договор с Россией. В случае угрозы безопасности одной из сторон запускается незамедлительный механизм переговоров для нейтрализации ситуации с предоставлением военной инфраструктуры. Если, скажем, есть угроза в адрес Узбекистана, то российские военные могут дислоцироваться на территории республики. Это говорит о серьезности отношений», – отметил узбекский эксперт.
Александр Князев, эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку, заметил «НГ», что вступление Узбекистана в зону свободной торговли дополнительно указывает на то, что Ташкенту есть над чем работать и с Москвой, и с рядом других столиц Содружества. В частности, с Астаной.
13–14 июня состоится визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Ташкент. И, как стало известно «НГ», по итогам переговоров планируется подписать договор, аналогичный российскому, – о стратегическом партнерстве между Казахстаном и Узбекистаном. По мнению Александра Князева, «это свидетельствует о принципиально ином содержании региональных процессов».
«Оценка двух крупнейших республик региона – Казахстана и Узбекистана – как двух субъектов, находящихся в перманентном состоянии конкуренции за региональное лидерство, является искусственно сконструированным стереотипом и не имеет под собой объективных оснований. Узбекистан в силу географического положения и транспортно-коммуникационного потенциала, экономических и демографических возможностей, наличия сильных государственных институтов и ряда других характеристик может претендовать на такую роль. Однако налицо и ряд зависимостей Узбекистана от того же Казахстана, а далее – России по ряду отраслей экономики, транзитным возможностям. Поэтому оптимальным вариантом реализации позитивных сценариев развития и для самого Узбекистана, и для всего Центрально-Азиатского региона являются сохранение существующих и выработка новых механизмов сотрудничества», – считает Князев. По его мнению, любая внутрирегиональная конфронтация, деление региона на блоки послужат лишь всеобщей дестабилизации и хаотизации Средней Азии и Казахстана, что будет, несомненно, негативно проецироваться на Россию.
Эксперты считают, что Узбекистан и Казахстан при поддержке России с учетом интересов других стран региона и внешних акторов могут взять на себя ответственность за формирование региональной подсистемы международных отношений, адаптирующейся к новым угрозам и вызовам. «При этом у каждой страны есть свое место в иерархии мировой и региональной политики, в том числе в сфере безопасности. Соседние страны – Киргизия и Таджикистан, исходя из объективных характеристик, могут рассматриваться лишь как объекты региональной политики, они не могут быть полноправными участниками базовых региональных союзов, таких как ОДКБ или Таможенный союз, или неинституциональных, как наметившаяся ось Астана–Ташкент–Москва», – отметил Князев.
По мнению казахстанского эксперта Ассоциации приграничного сотрудничества Марата Шибутова, контакты в формате Ташкент–Астана–Москва для всех трех стран жизненно необходимы. «Предлагается идея «Тройственного союза» – Россия, Казахстан, Узбекистан, включающего несколько линий активности. По линии Казахстан–Узбекистан, по линии ЕЭП–Узбекистан, по линии Узбекистан–Россия. Учитывая роль России и Казахстана в ОДКБ, ТС, ЕЭП, формирование геополитической оси Москва–Ташкент–Астана существенно помогло бы консолидации регионального геополитического, а затем и геоэкономического пространства», – сказал Шибутов в ходе заседания экспертов в Алма-Ате, проведенного Фондом Князева. Такое партнерство, по его словам, будет предполагать как экономические, так и политические выгоды для каждого участника и для региона в целом. Именно этот союз далее может выработать общую действенную стратегию по отношению к политике КНР и США в регионе, а также по вопросу Афганистана и транзита власти в странах региона, подразумевая в первую очередь преемственность внешнеполитических приоритетов.
Эксперты также считают, что на новой переговорной площадке можно будет эффективнее решать вопрос водопользования в регионе. В частности, вопрос о строительстве гигантских гидроэлектростанций в Киргизии и Таджикистане. Не исключено, что в ходе политических консультаций Григория Карасина в Ташкенте будет обсуждаться проблема строительства Верхненарынского каскада ГЭС в Киргизии, против которого возражает Ташкент.