Александр Медведев, перефразируя известную цитату, заметил: «Лучше в ЗАГС, чем к прокурору». Фото РИА Новости
Немецкие банки готовы полностью профинансировать модернизацию газотранспортной системы (ГТС) Украины. Об этом заявил в ходе Энергетического форума в Киеве зампредседателя правления компании «Нафтогаз» Вадим Чупрун. В Киеве считают, что это направление сотрудничества может быть реализовано только после достижения договоренностей с «Газпромом» о создании газотранспортного консорциума.Чупрун сообщил, что, согласно последней оценке, стоимость работ по модернизации ГТС составит 5,3 млрд. долл. Это позволит увеличить пропускную способность украинского маршрута: к 2030 году можно будет поставлять в Европу 145 млрд. куб. м газа ежегодно. Чиновник отметил, что для европейцев на порядок дешевле принять участие в модернизации ГТС, нежели в строительстве обходных газопроводов. «Deutsche Bank и компании, в том числе и Ferrostaal, готовы взяться за весь объем модернизации газотранспортной системы», – сказал Чупрун.
Новость стала сенсацией, поскольку до сих пор Еврокомиссия не представила Украине инвесторов, готовых вложить деньги в проект, хотя на политическом уровне подобные обещания звучали неоднократно. Сейчас с европейскими структурами реализуются только точечные проекты. В сентябре, как ранее сообщил глава Минэнерго Эдуард Ставицкий, планируется подписание кредитного соглашения с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком на привлечение 308 млн. долл. для работ по модернизации отдельных узлов и участков украинской ГТС.
На таком же уровне работают в Украине и названные представителем «Нафтогаза» Deutsche Bank и Ferrostaal: в прошлом году были достигнуты договоренности о финансировании реконструкции компрессорной станции «Бар» магистрального газопровода «Союз». Руководитель Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич рассказал «НГ»: «Для немецкой стороны это очень выгодный контракт. Ferrostaal в Германии закажет высокотехнологичное оборудование для Украины. Проект обойдется в более 50 миллионов евро. Эти деньги выделит Deutsche Bank, который ничем не рискует, ведь кредит выдается под государственные гарантии Украины. Просто бизнес».
Модернизация всей ГТС – это проект совершенно другого уровня, затрагивающий политику, отмечают эксперты в Киеве. Бывший сотрудник «Нафтогаза» сказал «НГ», что еще в 2008 году были проведены трехсторонние закрытые переговоры между украинской государственной компанией, «Газпромом» и Deutsche Bank: «Тогда тоже речь шла о финансировании модернизации ГТС. Но немцы, как и русские, хотят от Украины твердых гарантий возврата средств. Поэтому требуют сделать работу «Нафтогаза» понятной и прозрачной: разделить компанию-монстра на отдельные предприятия по видам деятельности, разобраться с финансовыми потоками и т.д. Без этого никто никаких денег не даст».
Реорганизация «Нафтогаза» в Украине объявлена, но продвигается медленно. А внесенный в Верховную Раду законопроект, открывающий путь к аренде или приватизации стратегической газовой инфраструктуры, вызвал резкий протест оппозиции. Его рассмотрение было отложено. «Сохраняется неопределенность: как будет выглядеть газовое хозяйство после реорганизации, кому будут принадлежать и кем управляться стратегические объекты, сколько газа и по какому тарифу будет транспортироваться по украинской территории», – отметил Дмитрий Марунич.
Газораспределительные сети Украины
приведут в порядок немцы. Фото Reuters |
Экономист Института публичной политики Ильдар Газизуллин согласился, что любая коммерческая структура, прежде чем выделить миллиарды долларов на проект, потребует гарантий. Он отметил, что переговоры с немецкими банками при участии «Газпрома» начались давно. Но поскольку из Европы не было сигналов о готовности финансировать в полном объеме модернизацию украинской ГТС, эксперт не исключил, что заявление представителя «Нафтогаза» было только своеобразным намеком «Газпрому»: «Возможно, это переговорная тактика, применяемая с целью активизировать российскую сторону, чтобы поскорее договориться о консорциуме, в рамках которого будет снижена цена на газ для Украины».
Еще одним проявлением подобной тактики в Киеве считают заявления о намерении минимизировать покупку российского газа за счет расширения поставок из Германии. С ноября начались пробные поставки по территории Польши, затем были достигнуты договоренности об использовании маршрутов Венгрии, Словакии, ведутся переговоры с Румынией. Продавцом выступает компания RWE Supply & Trading, которая недавно объяснила, откуда берется газ для Украины: «Из нашего газового портфеля, который содержит газ из разных источников. Потенциальные поставки не связаны с отдельным источником». По данным украинской стороны, газ из Германии обходится дешевле российского – на 30 долл. за тысячу кубометров.
В прошлом году Украина, нарекая на дороговизну, сократила импорт на четверть. В России было закуплено почти 33 млрд. куб. м, из которых около 8 млрд. куб. м поступило не «Нафтогазу», а частной компании Ostchem Дмитрия Фирташа. «Газпром» в начале января выставил «Нафтогазу» счет на 7 млрд. долл. за недобор законтрактованного газа. Заместитель председателя правления «Газпрома», генеральный директор «Газпром экспорта» Александр Медведев вчера на пресс-конференции отказался отвечать на прямой вопрос: будет ли подан компанией иск в Украину за недобор газа в 2012 году? Но, как передает РБКdaily, образно намекнул на дальнейшие шаги компании, напомнив цитату из фильма «Кавказская пленница»: «Либо я веду ее в ЗАГС, либо она ведет меня к прокурору».
Украинская сторона отказалась признавать этот счет и взяла курс на дальнейшее уменьшение объема покупки газа у «Газпрома». По данным российской компании, в первом квартале сего года Украина опустилась с первого на третье место по объемам покупки газа, пропустив вперед Германию и Турцию. Ранее в Киеве обсуждались планы о поставках из России не более 18–20 млрд. куб. м газа в текущем году, а из Европы – до 5 млрд. куб. м. Вадим Чупрун рассказал, что с ноября прошлого года по апрель 2013-го включительно в Украину поступило из Германии 291 млн. куб. м газа. Но к концу года доля европейских поставок должна увеличиться до 1,3–1,5 млрд. куб. м, что составит примерно 4% всего импорта. В «Газпроме» неофициально говорят, что все это закончится в начале 2014-го выставлением очередного счета за недобор газа. Однако ни одна из сторон не торопится обращаться в международный суд.
Эксперты в Киеве считают, что торг ведется вокруг условий создания газотранспортного консорциума. Поскольку украинской власти политически невыгодно заключать с «Газпромом» сделку, которая позволит оппозиции заявлять о предательстве национальных интересов, к проекту могут привлечь европейского участника, который, возможно, будет связан с российской компанией.
Киев