Активность российского оппозиционера Филиппа Гальцова на митингах привела к поиску политубежища. Фото РСД
В Украине вспыхнул скандал из-за граждан России, пытающихся получить статус беженцев. Фигуранты «болотного дела» Михаил Маглов, Филипп Гальцов, Алексей Девятов и его жена Дженни Курпен находятся в Украине с осени прошлого года. На днях они обнародовали заявление, в котором заявили о дискриминационной политике украинских уполномоченных органов по отношению к гражданам России и Белоруссии.«Мы, граждане России, вынужденно находящиеся на территории Украины, требуем: неукоснительного соблюдения Украиной Женевской конвенции о правах беженцев и искателей убежища; неукоснительного соблюдения наших прав как лиц, являющихся искателями убежища на территории Украины...» – сказано в заявлении.
Россияне получили отказ в предоставлении статуса беженцев в конце марта. Решение украинской стороны мотивировалось тем, что просители не соответствуют определениям, которые предусмотрены в законе Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной защите». Граждане, называющие себя российскими оппозиционерами, не согласились с этим решением, расценив его как политически мотивированное. Они воспользовались правом подать апелляцию в Административный суд Киева и приготовились к тяжбе в Верховном суде Украины. Сейчас время их пребывания на украинской территории продлено только до 20 июня.
Все это время российские паспорта просителей убежища находились на хранении в Миграционной службе Украины. Из-за этого и разгорелся скандал: как рассказал местным СМИ Михаил Маглов, сотрудники ведомства в середине месяца сообщили о потере паспорта Дженни Курпен, а в конце мая отказались временно выдать паспорт и Маглову. «Сначала рассказывали про каких-то людей, которые брали свои паспорта и не возвращали, потом говорили что-то про подделку документов. Позже версия поменялась, и сказали, что в законе не сказано про то, что они должны давать на время паспорта (равно как и нет такого запрета). Раньше такая практика была, когда паспорта можно было взять на пару дней», – сказал он. Соискатели политического убежища сделали вывод, что украинская сторона пытается «выдавить их за рамки правового поля».
Ранее о том же заявляли граждане Белоруссии, которые уже несколько в Украине пытаются получить статус беженцев. Один из них Виталий Тищенко рассказал журналистам: «Находясь в чужой стране без документов, я не могу найти работу, не могу заработать денег на еду и жилье. Более того, когда при проверке документов показываешь справку об обращении на получение статуса беженца (которую выдают взамен паспорта. – «НГ»), то у людей в форме сразу возникает желание забрать тебя на трое суток». Другой белорусский оппозиционер Игорь Коктыш уверен: «Когда ты приезжаешь в Украину и просишь здесь статус беженца, то тебя рассматривают как изначально нежелательного человека».
В Украину, по словам беглецов, их гонит только возможность пересечь границу быстро, дешево и без загранпаспорта. Но прозрачность границ имеет и обратную сторону: когда фигуранты «болотного дела» только прибывали в Киев, разгорелся скандал из-за похищения в центре столицы российского оппозиционера Леонида Развозжаева, который спустя несколько дней оказался на родине. Проследить, как он пересек границу, практически невозможно.
Узнав об этом, Михаил Маглов осенью признал, что «Украина в свете последних событий не является достаточно безопасным местом», но выразил надежду, что «после случая с Леонидом Развозжаевым подобного не повторится». Сейчас Маглов и его товарищи заявляют о недружественном к себе отношении и упрекают Украину в том, что начиная с 2007 года ни один гражданин России или Белоруссии не получил статуса беженца.
По данным Государственной миграционной службы (ГМС), которые обнародовало агентство УНН, статус беженца в Украине получает один из десяти обратившихся. «В прошлом году обратились 704 иностранца. 641 было отказано в признании беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите, а 63 человека признаны беженцами в Украине», – передало агентство данные ГМС. Ведомство сообщает, что за все годы независимости статус беженцев получили всего девять граждан из стран, которые ранее входили в состав СССР.
Международные организации критикуют Украину за нарушение норм Женевской конвенции о статусе беженцев. Эксперт проекта Universal Assistance, член международной организации PEOPIL (Pan European Organization of Personal Injury Lawyers) Николай Гольбин написал в своем блоге: «Представители Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев достаточно негативно охарактеризовали ситуацию с предоставлением статуса беженца в Украине. Они сделали акцент на том, что соискатели статуса беженца сталкиваются с существенными организационными барьерами. Это отсутствие правовой защиты со стороны компетентных лиц, промедление с рассмотрением заявок на статус беженца. Не говоря о ряде банальных проблем, включая нехватку переводчиков и отсутствие бланков для подачи заявки на статус беженца у работников миграционной службы». Он отметил, что чиновники часто пытаются перевести соискателей статуса беженца в разряд нелегальных мигрантов, которых выдворяют из страны, несмотря даже на решения Европейского суда по правам человека.
Эти факты подтверждаются данными организации Amnesty International. Ее исполнительный директор в Украине Татьяна Мазур сказала: «Каждый год мы отмечаем, что Украина систематически нарушает права беженцев и искателей убежища. Мы видим факты принудительного их возвращения в страны, где им будет угрожать нарушение прав человека, что является грубым нарушением международных стандартов».
Старший партнер авторитетной украинской юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко сказал «НГ», что Украина вовсе не обязана автоматически предоставлять статус беженца любому обратившемуся лицу: «Нужно доказать, что ты имеешь право претендовать на такой статус». Что касается документов, юрист подтвердил, что украинское законодательство, регламентирующее деятельность Государственной миграционной службы, предполагает добровольную передачу паспортов на хранение на время рассмотрения вопроса о предоставлении статуса беженца. «Таков закон – нужно его исполнять. Никто ни у кого паспорт силой не отбирает, не изымает. Люди, обратившиеся за политическим убежищем к нашей стране, должны действовать по ее правилам. Иначе можно обратиться к другому государству». Марченко признал, что Украина консервативна в этом вопросе: «Это очень тонкая сфера. Предоставить статус беженца – значит, признать, что другое государство преследует своего гражданина, что на родине ему грозит опасность».
Без политизации этого вопроса вряд ли можно было бы обойтись, согласился руководитель аналитического центра «Открытая политика» Игорь Жданов: «Конечно, это затрагивает тему отношений между государствами. Понятно, что украинской власти не хочется ссориться с российским руководством. Возможно, большая политика влияет на принятие решений о предоставлении политического убежища». По мнению эксперта, единственный способ избежать обвинений – действовать строго в соответствии с законом и международными нормами. Но это может себе позволить сильное, самодостаточное и действительно независимое государство.
Киев