Фото Reuters
Куда пойдет Украина – в Европу или станет членом будущего евразийского пространства? В этом году украинским политикам предстоит сделать выбор между ассоциацией с ЕС и вступлением в Таможенный союз с Россией, Казахстаном и Белоруссией. Именно обсуждению этой проблемы и был посвящен VI форум Европа–Украина, который прошел в Будапеште под девизом «Украина–Евросоюз – новые стратегии для старых вызовов». Его организаторами стали Министерство иностранных дел Венгрии и Институт восточных исследований из Варшавы.Как ожидают организаторы форума, 2013 год действительно может стать переломным в отношениях Евросоюза и Украины. Они не скрывали, что предстоящее литовское президентство в ЕС может ознаменоваться подписанием Киевом Соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Такое подписание должно произойти в Вильнюсе, в ходе ноябрьской встречи в верхах стран «Восточного партнерства».
Необходимо напомнить, что переговоры между Украиной и ЕС относительно ассоциации ведутся уже на протяжении нескольких лет, но его подписание откладывалось в связи с негативными, по мнению некоторых членов ЕС, явлениями в Украине: сложившаяся политическая ситуация, застой в реформировании системы правосудия, а также избирательная система, дающая определенные преимущества правящей партии.
Собственно говоря, на форуме в документе «Украина-2012. Отчет о трансформации», подготовленном украинским Институтом Горшенина, были названы как последние достижения, так и перечислены недостатки. Именно этот отчет и лег в основу дискуссии, происходившей в различных группах-панелях.
У меня сложилось впечатление, что среди представителей ЕС в целом господствовала единая точка зрения, связанная с острой необходимостью подписания договора об ассоциации независимо от числа еще не решенных украинских проблем. Это понятно, поскольку «Восточное партнерство» – один из приоритетов председательства Литвы в Совете Евросоюза во второй половине 2013 года. А провал или отсрочка завершающих переговоров с Украиной уже сейчас оценивается как провал всей восточной политики ЕС в ее нынешнем виде. Во всяком случае, это ясно дал понять заместитель министра иностранных дел Литвы Крисчиунас Роландас.
Что касается украинской стороны, то среди присутствовавших на форуме политических деятелей: членов правительства, депутатов Верховной Рады, и общественных деятелей – не было единства. Борис Тарасюк, главный архитектор прозападной внешней политики Украины при президенте Викторе Ющенко, прямо заявил, что когда его сторонники снова придут к власти в стране, то Украина не только присоединится к ЕС, но и вступит в НАТО. Позиция представителей Партии регионов не столь экстремальная.
Заслуживает внимания выступление Ирины Бережной, депутата Верховной Рады от Партии регионов и первого заместителя главы комитета ВР по вопросам европейской интеграции. В своем выступлении она признала, что европейской интеграции отведена приоритетная роль. Но при этом Бережная высказывается за сохранение стратегического партнерства с самым большим соседом на востоке. По ее словам, Россия остается главным торговым партнером Украины, а Таможенный союз, в свою очередь, характеризуется 60 млрд. долл. товарооборота. Это несомненно привлекательно для украинской экономики, сохранившей традиционные связи с бывшими республиками СССР.
Мне кажется, что ее дальнейшие слова являются ключевыми для понимания нынешней позиции Украины. Дословно Ирина Бережная сказала: «Мы не можем позволить себе игнорировать эти факты и не сможем этого сделать еще в течение определенного времени». Судя по всему, Украине для создания необходимых условий для ассоциации с ЕС необходимо выиграть время и решить свои экономические и социальные проблемы, в том числе с помощью России.
Проблема для Киева в том, что подписание договора об ассоциации не влечет за собой увеличения евросоюзнических финансовых средств, а выгоды можно ожидать в средней или долгосрочной перспективе. К самым главным плюсам следует отнести открытие европейского рынка для украинских товаров. Следует признать, что интеграция с регулирующими нормами ЕС усовершенствует правовую систему Украины, что, в свою очередь, как ожидается, приведет к уменьшению коррупции, повысит инвестиционную привлекательность, а также облегчит доступ к новым источникам финансирования.
Понятно, чтобы украинской экономике принесли выгоды достигнутые договоренности, Киев должен провести ряд структурных экономических и административных реформ, требующих определенных финансовых затрат. Кроме того, внедрение евросоюзнических стандартов поначалу может привести к снижению конкурентоспособности украинских предприятий, прежде всего сектора малых и средних предприятий. Весь вопрос в том, может ли Украина это себе позволить?
Все дело в острых экономических проблемах, с которыми сталкивается правящая партия. Так, в отчете Института Горшенина говорится, что третий год подряд во время протестов в Украине чаще всего затрагиваются социально-экономические вопросы (43% протестов в 2012 году). В 2012 году идеологические вопросы или проблемы гражданских прав затрагивались всего в 24 и 17% случаях протестов соответственно. Все это позволило экспертам говорить о некоем новом электоральном феномене.
«Речь идет о некой новой форме скрытого политического протеста, масштаб которого оказался настолько велик, что традиционные методы изучения общественного мнения не смогли дать достоверную картину электоральных предпочтений украинцев в ходе самой кампании», – отметил в своем выступлении глава Института Вадим Омельченко.
И это будет побуждать Киев, спекулируя на евроинтеграции, требовать от России все новых и новых экономических уступок, прежде всего в том, что касается цен на газ и будущего газотранспортной системы Украины. Сама же евроинтеграция будет по-прежнему оставаться долгосрочной и приоритетной целью и нынешнего правительства и правой оппозиции.
Будапешт–Москва