Бидзине Иванишвили не привыкать решать сложные задачи.
Фото Reuters
Новые власти Грузии проходят испытание на умение держать удар. Крайне хлесткая критика США, ЕС и даже официального представителя Ватикана в Тбилиси по поводу разгона акции геев и их защитников 17 мая – в День против гомофобии – по сути, является предложением определиться: либо Грузия с Западом и принимает его нормы, либо продолжает, скажем так, поиск самоидентичности и своего места в мире. Задержание нескольких парней на четвертый день после получившего широкий резонанс инцидента не впечатлило западных представителей – послов и чиновников, поставивших под сомнение способность грузинского общества жить по демократическим лекалам.
Ряд НПО правозащитного толка, учуяв, откуда и куда дует ветер, выступил с требованием наказать по закону всех священников: и тех, кто благословлял паству на «ратный подвиг», и тех, кто в первых рядах антигеевского шествия прорывал в пятницу полицейские кордоны, готовый наставлять содомитов на праведный путь не только словом, но и чем-то более материальным. При наличии воли привлечь к ответственности вожаков и активистов беспорядков властям не составит труда – даже в Интернете легко найти массу качественных видео- и фотосъемок столкновений в центре Тбилиси.
Происходящим не могла не воспользоваться бывшая партия власти – «Единое национальное движение» (ЕНД), лидеры которой обвинили правительство в неспособности защитить права человека, а лично премьер-министра Бидзину Иванишвили – в нарушении обещания обеспечить безопасность участников акции сексменьшинств. С учетом некоторого опыта можно не сомневаться, что ЕНД обзавелась «долгоиграющим» доводом для дискредитации новых властей на международной арене.
Иванишвили в сложном положении. Он действительно (хотел или вынужден был – другой вопрос) обещал геям неприкосновенность 17 мая. И действительно для охраны порядка власти отрядили внушительные полицейские силы. Но толпа оказалась сильнее. При изучении видеосъемок можно заметить, как на отдельных участках полицейские оказывают серьезное сопротивление, вплоть до получения ранений, а на других – «антигеи» преодолевают заслоны без особых усилий. Властям, очевидно, впору задаться вопросом: что происходило именно на этих участках? Слабость сопротивления полицейских проистекала из их негативного отношения к геям, позволившего отклониться от служебного долга, или дело обстоит куда хуже – имел место политический саботаж, а, стало быть, подозрения в том, что прежние власти сохраняют влияние в силовых структурах, не являются безосновательными? В обоих случаях удар по Иванишвили тяжелый: нарушено обещание, полиция не справилась с задачей, Церковь и народ, для которых он много чего сделал, еще не будучи облеченным властью, поступили наперекор ему.
Дальнейшие действия властей сопряжены с непростым выбором. Запад требует убедительных доказательств готовности Тбилиси следовать его стандартам. В проецировании на грузинскую ситуацию это означает: выявить и наказать не стрелочников – четверых парней, но организаторов и вдохновителей пятничного погрома – по всему получается, что служителей Церкви, и впредь обеспечить сексменьшинствам гражданские права на митинги, шествия, собрания, парады etc.
Конфронтация с Грузинской православной церковью (ГПЦ) автоматически приведет к падению популярности власти у населения, поверившего ее обещаниям проводить исключительно «национальную политику», а не в угоду Западу или кому-то еще. Да еще если конфронтация возникнет по такой «неоднозначной» причине, как «защита геев». Плюс на фоне хоть и медленно, но нарастающего разочарования тяжело выполняемыми властями обещаниями социально-экономического толка. Нелишне вспомнить и то, что начало падения акций прежней власти связано именно с противостоянием с Церковью, когда за решетку был отправлен преследователь религиозных меньшинств, популярный в массе священник Басил Мкалавишвили, разрушено несколько незаконно построенных церквей и под давлением Совета Европы начал разрабатываться законопроект о равноправии всех конфессий.
Бездействие же в отношении упомянутого требования наказать зачинщиков беспорядков чревато не только осложнениями с Западом, что в условиях неурегулированных отношений с Россией может иметь вдвойне непредсказуемые последствия. Оно способно привести к дальнейшему усилению в общественно-политической жизни страны роли ГПЦ, которая, как показали события 17 мая, в состоянии с полуслова вывести тысячи людей на улицы. Такое положение вряд ли может устраивать любое светское государство. Поэтому, наверное, уместно предположить, что власти попытаются если и не сразу, то постепенно ограничить чрезмерное влияние религиозного института. По странному совпадению, как раз в эти дни у телевидения Патриархии «Эртсуловнеба» («Единодушие») выявились проблемы с вещанием. Как сказала журналистам его пресс-секретарь Тамара Арчвадзе, в телекомпании «Эврика», осуществлявшей трансляцию передач, решили не продлевать договор о сотрудничестве, ссылаясь на новые планы собственного развития.
Когда номер был подписан в печать, из Тбилиси поступило сообщение об аресте генсека ЕНД, экс-министра внутренних дел Вано Мерабишвили и губернатора одного из регионов Грузии. Выдвинутые против них обвинения не связаны с событиями 17 мая, о причастности к которым бывших властей ходили слухи. Сторонники ЕНД объявили, что арестом Мерабишвили Бидзина Иванишвили преследует несколько целей: убирает самого опасного своего политического оппонента, пытается покончить с ЕНД и отвлекает внимание местной и мировой общественности от процессов, сопряженных с разгоном акции геев.