Эмомали Рахмон еще не решил, кому передать стратегический объект. Фото Наима Мирзоева/PhotoXPress.ru
Министерство обороны, а также другие силовые структуры готовят главе государства Владимиру Путину предложения по защите интересов России в Центральной Азии в связи с выводом в 2014 году иностранных войск из Афганистана. Эту проблему накануне Дня Победы рассмотрел Совбез России, на котором президент поставил задачу «укрепить систему безопасности на южном стратегическом направлении, включая и военную составляющую, задействовать весь арсенал собственных превентивных мер, а также потенциал ОДКБ и ШОС». Между тем реализовать эти планы, похоже, может помешать позиция таджикского лидера Эмомали Рахмона, который тянет с ратификацией соглашения с РФ, узаконивающего статус российских войск на территории его республики.7 мая Владимир Путин подписал пакет соответствующих документов, в том числе закон о ратификации соглашения об условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории Киргизии. Таким образом, Москва всерьез озаботилась ситуацией в Центральной Азии и намерена укрепить там свои оборонные позиции. Президентом уже поставлена задача «ускорить оснащение современной техникой Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ». Кроме этого, по сведениям из Минобороны, в ближайшее время будут спланированы и утверждены другие шаги, связанные с реализацией военных интересов РФ в этом регионе. Источники «НГ» в военном ведомстве сообщают, что уже в ближайшее время будет полностью закончена модернизация авиабазы ВВС РФ в Канте (Киргизия), где будет проведен капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы.
База пополнится новыми самолетами и ударными вертолетами. Также РФ скоро может начать переговоры по развертыванию в Ферганской долине (в районе города Ош) военной базы, где будут дислоцироваться подразделения сухопутных войск.
Однако основные усилия по реализации своих оборонных интересов Россия планирует реализовать в Таджикистане. Предполагается, что начиная с 2014 года расположенная здесь 201-я военная база будет полностью укомплектована контрактниками, в том числе этническими русскими, проживающими в республиках Центральной Азии. По линии МИД РФ и Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны уже подготовлен проект соглашения о вхождении расположенного под Гиссаром военного аэродрома «Айни» в состав нашей военной базы в Таджикистане. За данный объект идет закулисный геополитический спор, поскольку в его модернизации принимали участие не только Россия, но и Индия. В таджикских СМИ упорно распространяется мнение, что президент Рахмон не прочь отдать «Айни» в аренду американцам, когда те уйдут из Афганистана.
О том, что ситуация непростая, говорит тот факт, что вопрос о передаче аэродрома России таджикские власти пока отказываются рассматривать. Еще в январе 2013 года министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи заявил, что «вопрос по военному аэродрому «Айни» будет рассмотрен с Россией после того, как все ранее достигнутые таджикско-российские договоренности начнут реализовываться». За пять месяцев, которые прошли с этого момента, Москва приняла почти все предложения таджикской стороны. В марте Россия ввела для таджикских мигрантов льготный режим пребывания, отменила экспортные пошлины на поставку в Таджикистан нефтепродуктов. Весной с.г. начальник российского Генштаба Валерий Герасимов пообещал активизировать военно-техническую помощь Таджикистану. Эта помощь уже оказывается. Правда, завис вопрос о крупных инвестициях РФ в экономику Таджикистана.
Несмотря на это, Душанбе затягивает ратификацию соглашения о 201-й военной базе. Депутат таджикского парламента Саттор Холов сообщил, что до сих пор правительство не представило это соглашение на обсуждение парламента. По его мнению, если документ будет представлен, депутаты его тотчас же рассмотрят. Такая позиция представителей законодательной власти понятна. Осенью в Таджикистане пройдут президентские выборы, и местные политики не прочь разыграть российскую карту. Похоже, что ее разыгрывает и сам Рахмон, который на официальном уровне не получил пока предвыборной поддержки со стороны российского руководства. Среди таджикской политической элиты бытует мнение, что Кремль в предвыборной борьбе в Таджикистане будет ставить не на Рахмона. Хотя не факт, что Рахмон не победит.
«Такая неопределенность может свести на нет все усилия Москвы по реализации своих геополитических интересов в регионе. А после вывода из Афганистана войск НАТО и США возможен экспорт нестабильности не только в Центральную Азию, но и в Россию», – считает военный эксперт полковник Эдуард Родюков. По его мнению, России необходимо оказать Душанбе большую военную помощь и начать реализовывать обещанные проекты по строительству ГЭС в этой республике.