Подземные газовые хранилища Украины становятся предметом продажи. Фото UPG/PhotoXPress.ru
Украинское правительство внесло в Верховную Раду законопроект, открывающий путь к приватизации газотранспортной системы (ГТС). Если документ будет принят, на его базе может быть создан газотранспортный консорциум – и в форме украинско-российского СП, и в виде трехсторонней структуры с участием европейской стороны. Но оппозиция уверена, что игра ведется исключительно в пользу «Газпрома», а поэтому обвиняет власть в государственной измене.Законопроект, предполагающий внесение поправок и изменений в ряд действующих украинских законов, был утвержден правительством в конце прошлой недели. Его сразу же передали в Верховную Раду под номером № 2937. Смысл документа в том, чтобы снять многочисленные запреты на юридическую реорганизацию Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» и ее дочерних структур, осуществляющих деятельность по транспортировке газа магистральными трубопроводами и по его хранению в подземных хранилищах.
Изменения предполагают, что правовой режим имущества предприятия, находящегося в госсобственности, может быть изменен путем приватизации. А по решению кабинета министров может быть разрешено «отчуждение основных фондов, акций и долей в уставном капитале государственных предприятий, осуществляющих деятельность по транспортировке магистральными трубопроводами и хранению в подземных хранилищах».
Многие эксперты в Киеве расценили законопроект как подготовку к созданию двустороннего консорциума с «Газпромом». Бывший руководитель Фонда госимущества Украины Александр Бондарь сказал украинским журналистам: «Скорее всего есть договоренности с Россией. И сейчас власть снимает преграды для создания консорциума, который будет эксплуатировать ГТС: сможет брать в аренду или концессию». Он отметил, что правительственные предложения предполагают возможность даже не продажи стратегической собственности на открытом конкурсе, а передачи ее на основании международного договора. «Могут просто отдать. В международном договоре могут быть заложены какие-то основания: либо предоставление кредита, либо погашение задолженности. И тогда факта продажи не будет. Просто в процессе международной сделки передадут часть (пакет акций. – «НГ»). По такой же схеме свою ГТС отдавала России Белоруссия, – пояснил эксперт.
Украинская оппозиция уже заявила, что не позволит принять этот законопроект. Лидер парламентской фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк заявил: «Правительство хочет под видом приватизации украсть объекты стратегической госсобственности – газотранспортную систему, добывающие предприятия нефти и газа, газохранилища». Еще более резкое заявление сделала партия «Свобода», которая считает, что передача ГТС на основе международного договора будет напоминать «уплату малороссийскими холопами дани московской орде». «После многих месяцев спекуляций по поводу ГТС режим Януковича официально подтвердил свое желание отказаться от контроля над украинской газотранспортной системой в пользу Кремля, тем самым совершив государственную измену, поскольку передача Российской Федерации украинской ГТС поставит жирный крест на любых шагах Украины в энергетической независимости. Это прямое предательство национальных интересов», – сказано в заявлении.
Будет ли правительственный законопроект утвержден в Верховной Раде, зависит не столько от воли правящей Партии регионов и протестных усилий оппозиционных фракций, сколько от решения коммунистов, полагает руководитель Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич. «Понятно, что Компартия всегда выступала за сохранение стратегических предприятий в госсобственности и даже за национализацию уже приватизированного имущества. Их избиратели не поймут, если коммунисты вдруг поддержат закон, открывающий путь к приватизации стратегической нефтегазовой инфраструктуры. Партии власти придется много работать и очень сильно убеждать своих ситуативных союзников-коммунистов в необходимости поддержать инициативу правительства», – отметил эксперт.
В любом случае ситуация будет использована политическими силами для спекуляций и наращивания рейтингов, а поэтому баталии в Верховной Раде могут надолго затянуться. «Но сам по себе законопроект не является угрозой для национальных интересов Украины. Более того, нельзя сказать, что его готовили специально в интересах «Газпрома». Да, российская сторона действительно требует от Украины законодательных гарантий при рассмотрении вопроса о создании двустороннего газотранспортного консорциума. И этот законопроект может рассматриваться как такая гарантия. Но не надо забывать, что и Европа еще при вступлении Украины в Энергетическое сообщество выдвинула ряд требований, до сих пор не реализованных. Предложенный правительством документ в той же мере позволяет говорить о выполнении европейских требований относительно либерализации газового рынка. Он может быть использован и при подготовке проекта трехстороннего газотранспортного консорциума», – сказал «НГ» Дмитрий Марунич.
Эксперты в Киеве склоняются к мнению, что документ был подготовлен и передан в парламент именно сейчас, поскольку уже 3 мая в Брюсселе состоится круглый стол, на котором будет обсуждаться формат будущего консорциума.
Киев