Ислам Каримов и Владимир Путин всегда находили выход в сложные периоды узбекско-российских отношений. Фото Reuters
Сегодня президент Узбекистана Ислам Каримов, прибывший в Москву накануне вечером с официальным визитом, обсудит с российским коллегой Владимиром Путиным вопросы двустороннего сотрудничества. По итогам переговоров ожидается подписание программы экономического сотрудничества до 2017 года. По мнению экспертов, от результатов визита узбекского лидера в Россию зависят на ближайшие годы безопасность и развитие всего Центрально-Азиатского региона.Ташкент всегда отдавал приоритет двустороннему сотрудничеству с Россией, где интересы участников учитываются наиболее полно, в то время как в региональных организациях требуется от каждой страны выполнение общих обязательств. В ходе переговоров Ислам Каримов и Владимир Путин обменяются мнениями и уточнят позиции по вопросам безопасности в регионе с учетом предстоящего вывода иностранных войск из Афганистана, а также затронут вопросы использования вод трансграничных рек Центральной Азии, на которых возводятся или будут возведены крупные ГЭС в Киргизии и Таджикистане. Эксперты не исключают, что в Кремле также поинтересуются политическими планами Узбекистана на ближайшее будущее. Выборы президента здесь назначены на 2014 год, но в экспертных кругах уже обсуждается возможная смена власти.
«Визит Ислама Каримова вызывает большой интерес, причем у всех: у населения Узбекистана, у бизнесменов, у иностранцев. Необходимость в таком визите давно назрела, и думаю, что будут расставлены многие точки над i. В руководстве РФ, надеюсь, с пониманием относятся к последовательности действий Ташкента. Узбекистан, выходя из интеграционных проектов (ОДКБ и др. – «НГ»), четко заявил о своем приоритете двусторонним отношениям. Вне сомнений, это касается прежде всего и главным образом России», – сказал «НГ» известный политолог из Узбекистана Рафик Сайфулин.
Во время недавнего визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Ташкент Ислам Каримов акцентировал внимание на том, что отношения между Узбекистаном и Россией носят характер стратегического партнерства и остаются союзническими. Как заметил Сайфулин, это подтверждается рядом фактов. Так, в 2012 году доля РФ во внешнеторговом обороте РУ превысила 29%, и это уже о многом говорит. В Москве намечено подписание целого пакета документов по углублению программы сотрудничества до 2017 года. «На этом фоне попытки «оскандалить» отношения между РУ и РФ упреками Ташкенту в ориентации на США, дистанцировании от интеграционных инициатив Москвы, спорами о необходимости визового режима и пр., выглядят нелепо. Для Узбекистана сегодня крайне важно эффективно решать внутренние экономические проблемы с учетом избыточного трудового ресурса населения. В этом смысле понятна логика принятия 29 января 2013 года программы по ограничению импорта потребительских товаров и услуг и защите собственного производителя. Есть основания считать, что формат Таможенного союза (ТС) противоречит этим целям. Кстати, это можно наблюдать на примере соседнего Казахстана. Поэтому РУ в ТС не торопится. Зато рамки других интеграционных инициатив – например, Зона свободной торговли в СНГ – вполне отвечают торгово-экономическим интересам Узбекистана», – сказал Сайфулин. По его мнению, Каримову есть о чем поразмышлять с Путиным по поводу дальнейших направлений стратегического сотрудничества.
Аналогичного мнения придерживается координатор региональных программ, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Князев, который считает, что визит Каримова в Москву «должен несколько охладить пыл тех комментаторов, которые в приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ и неучастии его в многосторонних интеграционных форматах спешат увидеть чуть ли не разрыв отношений между двумя странами». «Примерно с конца 1990-х Узбекистан отдает предпочтение двусторонним отношениям, а не сложным альянсам. Политическая элита, руководство Узбекистана, используя региональную значимость республики, могут позволить себе это делать, по крайней мере пока могут. В Москве, я полагаю, осознают эту значимость. Есть проблемы, которые нужно обсуждать и по которым нужно находить решения. Оценка двусторонних отношений РУ и РФ сложна и не может лежать на поверхности. Скажем, в сфере гидроэнергетики поиск решения будет непростым», – сказал «НГ» Александр Князев.
Как известно, Узбекистан выступает против строительства гигантских ГЭС в странах, где находятся истоки трансграничных рек, – Таджикистане и Киргизии. Россия подписывает с Киргизией соглашения по строительству Камбаратинской ГЭС, не учитывая возражений Ташкента, который расценивает эту перспективу угрожающей с экологической позиции и малоприятной с политической. Однако, как считает Князев, «реализация проекта мгновенно опосредуется необходимостью согласования с Ташкентом». С октября прошлого года работает российско-узбекская комиссия по проекту Камбаратинской ГЭС в Киргизии. «Это качественная политика, исключающая потенциальную конфликтность. Вообще при всех недостатках российской внешней политики в постсоветское время в Москве должны уже понимать, что Узбекистан – гарант региональной безопасности, из которой происходят и многие тренды сферы безопасности для самой России, – сказал эксперт. – Нынешний визит Каримова на фоне алармистских выводов и прогнозов говорит о продолжении диалога, от результатов которого в предстоящие непростые несколько лет зависят безопасность и развитие всего региона».