Путь на волю у Юлии Тимошенко будет более долгим, чем у ее соратника Юрия Луценко, помилованного на днях президентом. Фото Reuters
Освобождение экс-главы МВД Украины, одного из лидеров оппозиции Юрия Луценко, а также экс-министра экологии Георгия Филипчука улучшило отношение Запада к украинской власти, но повлекло за собой новые требования. Вчера официальные представители США и Евросоюза заявили о необходимости освобождения Юлии Тимошенко. В Киеве к этому не готовы.О позиции Вашингтона заявила член Национального совета безопасности США Кейтлин Гейден: «Мы призываем украинские органы власти прекратить все политически мотивированные преследования, начать всеобъемлющие реформы юридической системы и гарантировать, что выборочное применение правосудия не повторится». В то же время организация Freedom House обратилась к Евросоюзу с требованием приложить усилия для освобождения Юлии Тимошенко.
Вице-президент Европарламента Яцек Протасевич заявил, что помилование Луценко и Филипчука – «положительный и значительный, но все еще недостаточный шаг для выполнения требований ЕС на пути к евроинтеграции Украины». Он призвал команду Януковича решить вопрос с освобождением Тимошенко таким же образом, как решилась проблема двух бывших членов ее правительства.
Юрий Луценко в понедельник дал интервью украинским новостным телеканалам, отметив, что не видит причин, по которым власть не могла бы продвигаться к «возобновлению нормальной политики в стране». «Сделали шаг левой ногой, выпустив Луценко, так сделайте и правой, выпуская Тимошенко», – сказал он. На этой неделе экс-министр собирается навестить Тимошенко в харьковской больнице.
Эксперты отмечают, что президент Янукович, помиловав двух оппозиционеров, продемонстрировал, что придерживается не только буквы, но и духа закона. Ведь установленная процедура помилования не была соблюдена: не Луценко лично обратился к главе государства, как требуется, а за него это сделала уполномоченный Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская. Специальная комиссия, к которой обратился президент, не получила обычный пакет документов, но рассмотрела вопрос в экстренном порядке, в выходной день.
Политолог Алексей Коломиец в комментарии украинским СМИ сказал, что за кулисами произошло нечто чрезвычайное, что побудило Януковича к таким действиям. Ведь за неделю до освобождения суд отказал Луценко в удовлетворении кассации по первому приговору, а рассмотрение кассационной жалобы по второму уголовному делу было назначено на сегодняшний день. И вдруг – воскресное решение Януковича о помиловании. Случилось нечто серьезное и угрожающее для украинской власти, полагает политолог.
В Киеве считают, что команда Януковича могла получить недвусмысленный сигнал с Запада о намерении ввести персональные санкции – вплоть до блокирования украинских счетов в западных банках. Экс-депутат Тарас Черновол, долгое время работавший в команде Януковича, считает, что терпение западных лидеров могло лопнуть: «Они в последнее время требовали уже не демократии в Украине и даже не освобождения политзаключенных. Они просили: дайте хоть какой-то политический сигнал (что Украина готова выполнить политические требования Запада ради евроинтеграции. – «НГ»)», – сказал он, отметив, что ЕС не заинтересован в том, чтобы оттолкнуть Украину в сторону сближения с Россией, но и не может сближаться со страной, в которой есть политзаключенные. Надавив на какие-то болевые точки украинской власти, Запад получил такой сигнал в виде экстренного освобождения Луценко и Филипчука. И тут же задал второй вопрос – о Тимошенко.
Валерия Лутковская, хлопотавшая за экс-министров, сообщила украинским СМИ, что не будет сейчас обращаться к президенту с просьбой о помиловании экс-премьера. Она пояснила, в чем разница: все судебные процессы в отношении Луценко и Филипчука уже давно были завершены, приговоры вынесены. И оба они отбыли более половины тюремного срока. А Юлии Тимошенко, отбывающей семилетнее заключение по делу о превышении служебных полномочий при подписании украинско-российских газовых контрактов, предстоит еще два судебных процесса.
В Харькове суд рассматривает дело о финансовых злоупотреблениях корпорации ЕЭСУ, которой в середине 1990-х руководила Тимошенко. А в Киеве проходит допрос свидетелей по третьему уголовному делу – о возможной причастности Тимошенко к совершенному в 1996 году заказному убийству депутата и бизнесмена Евгения Щербаня.
Адвокаты Тимошенко настаивают, что проблему можно решить, закрыв оба уголовных дела, которые они считают сфабрикованными. Формулировка, на которой настаивает сторона защиты, – об отсутствии состава преступления, вряд ли устроит прокуроров. При этом Тимошенко в феврале заявила, что не будет ни о чем просить Януковича: «В своем недавнем телевизионном интервью Виктор Янукович дал понять, что готов меня помиловать, если я об этом попрошу и тем самым признаю свою вину. Это циничное предложение категорически неприемлемо. Я не совершила никакого преступления, а дела против меня от «а» до «я» сфальсифицированы по прямому приказу Януковича. Он никогда не дождется от меня ни одной просьбы. Так же и я не жду и не хочу от него никакой «милости», – сказала в заявлении Тимошенко.
Экс-премьер по-прежнему находится в харьковской больнице. В минувшее воскресенье она позвала к себе журналистов, чтобы лично подтвердить, что заинтересована в личном присутствии на допросе свидетелей в Киеве. Как известно, ранее Тимошенко отказывалась прийти на харьковский суд по делу ЕЭСУ, ссылаясь на плохое самочувствие. Но при этом требовала доставить ее в Киев для участия в процессе об убийстве Щербаня. Пенитенциарная служба заявила, что готова предоставить осужденной такую возможность, однако Тимошенко якобы сочла предстоящую поездку пыткой и отказалась от нее.
Журналистов к Тимошенко не пустили. Сопровождавший их депутат от партии «Батькивщина» Арсен Аваков пояснил, что экс-премьер по-разному относится к двум судам. «Суд по делу ЕЭСУ является бутафорским. По этому делу уже есть давным-давно вынесенное решение Верховного суда Украины – об обоснованности закрытия дела в связи с отсутствием состава преступления. И ради участия в этом суде Тимошенко не собирается наносить вред своему здоровью», – пояснил депутат. Что касается дела об убийстве Щербаня, то Тимошенко еще в феврале передала в киевский суд ходатайство, в котором было сказано: «Требую прекратить нарушение моих прав на защиту, требую проводить допрос свидетелей исключительно при моем личном присутствии в зале судебных заседаний и заявляю о своем желании принимать личное участие в допросах всех так называемых свидетелей, которых захочет допросить в судебном заседании сторона обвинения». Она готова публично доказать, что не имеет никакого отношения к заказному убийству.
Очередное заседание по делу Щербаня должно было состояться вчера в Киеве. Но из-за болезни судьи его перенесли на 16 апреля. А суд по делу ЕЭСУ в Харькове продолжится в пятницу. Прокурор Харьковской области Геннадий Тюрин на днях сказал журналистам, что вопреки воле Тимошенко ее могут доставить на заседание.
Эксперты отмечают, что, судя по развитию событий, власть не намерена выполнять очередные требования Запада и немедленно выпускать Тимошенко на свободу. Политолог Тарас Березовец предположил, что это может произойти в лучшем случае в ноябре, накануне подписания соглашения об ассоциированном членстве между Украиной и ЕС.
Политолог Владимир Фесенко вообще считает, что до президентских выборов 2015 года экс-премьер вряд ли может выйти на свободу. Он пояснил, что в юридической плоскости ситуации Тимошенко и Луценко очень отличаются. А в политике Тимошенко в отличие от Луценко представляет для Януковича значительную угрозу.
Киев