Фото Reuters
Президент Белоруссии Александр Лукашенко вопреки ожиданиям не вернулся в страну после посещения Сингапура, а продолжил свой вояж посещением ОАЭ. Местные эксперты не сомневаются – глава белорусского государства ищет возможности финансирования предкризисной отечественной экономики и альтернативных российским инвесторов.Белоруссия по-прежнему заинтересована в размещении своих ценных бумаг в Сингапуре, несмотря на сомнения экспертов в перспективности этого намерения из-за ситуации на Кипре. Об этом официальные источники сообщили, информируя общественность об итогах визита представительной белорусской делегации в Сингапур. Кроме того, Минск зазывает тамошних инвесторов в нефтехимическую и фармацевтическую отрасли. Как рассказал вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко, одна из сингапурских компаний уже проявила интерес к покупке миноритарного пакета акций «Беларуськалия». «Калийный удобренческий бизнес сверхдоходный, а «Беларуськалий» является одной из мощнейших компаний», заявил он, добавив, что именно эти обстоятельства вызывают интерес у многих мировых брендов к белорусскому предприятию. Правда, он уточнил, что речь не идет о продаже всего предприятия. «О мажоритарном, контрольном пакете акций никто не говорит, потому что этот бизнес всегда должен быть в руках белорусского государства. Это наш золотой бизнес», – пояснил он позицию белоруской стороны. Второе непреложное условие сделки – признание потенциальным покупателем того, что весь «Беларуськалий» стоит 32–35 млрд. долл. Рассматриваются и другие варианты прихода сингапурских инвестиций. В частности, в белорусско-китайский индустриальный парк, свободные экономические зоны.
В то время, когда представители белорусского бомонда во главе с президентом зазывали бизнес Сингапура в страну, в Белоруссии эксперты с подачи журналистов, традиционно ссылающихся на тайные источники в правительстве, обсуждали возможные белорусско-российские проекты. В частности, местное информагентство «Прайм» сообщило о том, что существует некий перечень проектов приватизации с участием российского капитала. В нем ранее называвшиеся в связи с этим предприятия – МАЗ (холдинг «Росбелавто» с КамАЗом), ОАО «Гродно-Азот» (сотрудничество с Еврохимом), ОАО «Минский завод колесных тягачей» (должен войти в состав российского оборонно-промышленного комплекса), ОАО «Пеленг» (проект с Роскосмосом) и ОАО «Интеграл» (проект с «Российской электроникой», госкорпорацией «Ростех»). Кроме того, в нем, к удивлению экспертов, оказался нефтеперерабатывающий «Нафтан». Правда, пока не называется российская компания-партнер. На уровне экспертов упоминаются «Роснефть» и «Сургутнефтегаз».
Белорусские эксперты, традиционно ратующие за иностранные инвестиции и приватизацию, тем не менее такому развитию событий совершенно не рады. Во-первых, настораживает непрозрачность этих приватизационных сделок, во-вторых, ориентация только на российский капитал. И, наконец, в-третьих, эксперты считают, что вырученные деньги не будут использованы эффективно. «Продажа предприятий лишь на некоторое время залатает дыры в экономике, – считает экс-глава белорусского государства Станислав Шушкевич. – Рано или поздно наступит такой момент, когда продавать уже будет нечего, а белорусский народ будет только беднеть, так как вся прибыль, все то, что белорусские работники заработают на этих предприятиях, уйдет за границу». Эксперт убежден, что деньги нужны власти не для модернизации, а для поддержания личной власти.
Тревожные тенденции в белорусской экономике отмечают не только политические оппоненты Лукашенко, но и представители белорусского бизнеса. Опасения предпринимателей связаны в первую очередь с тем, что Лукашенко снова, как накануне предыдущего валютного кризиса, отдал указание удешевить деньги и тем самым стимулировать предприятия к модернизации. Кстати, и сами представители власти не очень-то скрывают, что деньги нужны для латания дыр.
Минск