В парламенте Грузии ожидаются жаркие баталии. Фото с официального сайта парламента Грузии
Парламент Грузии начал обсуждение поправок в Конституцию, урезающих полномочия президента. Переговоры на эту тему между фракциями от правящей коалиции «Грузинская мечта» (ГМ) с меньшинством – депутатами от «Единого национального движения» (ЕНД) – бывшей партии власти, практически ничего не дали. Как и встреча президента Михаила Саакашвили с премьер-министром Бидзиной Иванишвили – Саакашвили и ЕНД остались противниками принятия поправок. Точная дата голосования в парламенте пока неизвестна. Обе стороны, однако, уверены в успехе.Единственным, по сути, итогом многораундовых переговоров сторонников и противников урезания президентских полномочий стало то, что в парламенте будет обсуждаться облегченный вариант конституционных поправок.
Большинство согласилось не активировать статьи Конституции, касающиеся перераспределения властных полномочий от президента премьер-министру после президентских выборов, которые состоятся в октябре нынешнего года. То есть как и было намечено парламентом прошлого созыва, конституционное большинство которого составляло пропрезидентское ЕНД.
В обсуждаемой ныне поправке конкретно отражено опасение ГМ и желание обезопасить себя от политического кризиса, который может спровоцировать глава государства. Саакашвили – будь на то желание – может воспользоваться подходящим поводом и отправить в отставку правительство, трижды представить парламенту заведомо непроходную кандидатуру на пост премьера, а после этого распустить и парламент и назначить новые выборы. Этот сценарий осуществим, согласно Конституции, не ранее чем через полгода со дня первого заседания нового парламента и не менее чем за полгода до президентских выборов. Получается, что кризис возможен только в апреле. А на 19 апреля ЕНД анонсировало некую акцию в масштабах Грузии, в которой должны принять участие все его сторонники.
Желание урезать полномочия Саакашвили по части роспуска правительства у ГМ было еще до этого анонса. Он лишь подвиг новые власти к повышению активности. Однако активировать поправки, смещающие центр власти от президента к премьеру раньше указанного в Конституции времени, то есть до президентских выборов в октябре, можно только обладая в парламенте конституционным большинством, чего у ГМ нет. Тогда-то и начались переговоры с ЕНД, которые в обмен на согласие лишить президента права роспуска правительства затребовали зафиксировать в Конституции прозападный внешнеполитический курс Грузии, а главное – прекратить уголовные преследования членов партии.
В переговорах же между Иванишвили и Саакашвили, в которых премьер требовал от президента публичного заявления о поддержке конституционных поправок, что могло сделать более покладистым парламентское меньшинство, глава государства ограничился заверениями в том, что не намерен распускать правительство. Но ГМ президенту не поверила.
В результате этих встреч и переговоров на столе оказалась «половинчатая резолюция» по взаимным требованиям. ГМ и ЕНД обнародовали совместную декларацию, в которой зафиксировано, что отношения с Россией не будут восстановлены до разрешения вопросов с Абхазией и Южной Осетией, а внешняя политика Грузии нацелена на интеграцию с западными альянсами и институтами. Вопрос об уголовном преследовании бывших представителей власти в «резолюции» обойден стороной, но наблюдатели не исключают, что достигнуто согласие, которое стороны замалчивают. И, наконец, «Грузинская мечта» довольствовалась тем, что на рассмотрение парламента будет вынесен только вопрос о лишении президента права роспуска-назначения правительства без утверждения соответствующего решения депутатами.
Каждая из сторон убеждена в своем успехе. Члены ЕНД утверждают, что большинству не удастся провести эту поправку в Конституцию, они ее заблокируют. В свою очередь, ГМ заявляет о предрешенности вопроса. Возможно, такая уверенность большинства объясняется тем, что, пока с лидерами ЕНД шли малорезультативные переговоры, нескольких менее заметных членов бывшей партии власти удалось перетянуть на свою сторону – и теперь у ГМ в парламенте есть необходимые для формирования конституционного большинства 100 и более мандатов.
В самом парламенте выяснить соотношение сил не удалось. И, похоже, не потому, что информация засекречена, а просто потому, что расклад не известен. По официальной информации, фракцию ЕНД покинули семь-восемь депутатов. Но если они и переметнулись к ГМ, то для искомых 100 голосов этого все равно не хватает. Другое дело, что иные законодатели от ЕНД могли сменить политическую ориентацию, не афишируя этого.
«Я убежден, что коалиция сумеет внести изменения в Конституцию и лишить Саакашвили возможности распустить правительство без согласия парламента», – заявил «НГ» глава НПО «Союз защиты Конституции» Гия Пацурия. По его словам, не так давно неоднозначно оценивалась перспектива принятия закона об амнистии, но, несмотря на то что Саакашвили его не подписал и пришлось обходить президентское вето, парламент принял-таки закон. «Знаю, что тогда за принятие голосовал ряд депутатов от ЕНД – в этой партии тоже есть трезво мыслящие люди. Так что и в случае урезания президентских полномочий, думаю, они проявят благоразумие», – считает Пацурия.