Авиабаза ОДКБ в Канте обеспечивает безопасность южных рубежей России.
Фото Reuters
Премьер-министр Дмитрий Медведев одобрил и передал президенту Владимиру Путину для ратификации соглашение между Россией и Киргизией о статусе и условиях пребывания объединенной российской военной базы на территории КР. Аналогичный документ был подписан и в отношении Таджикистана. Об этом вчера сообщила пресс-служба российского премьера. Но если парламент Киргизии ратифицировал соглашение с РФ, то таджикский – затягивает.
В Оше на юге Киргизии в ближайшее время появится новая российская военная база. Напомним, с просьбой к президенту Владимиру Путину усилить российское военное присутствие на территории республики обратился в прошлом году его киргизский коллега Алмазбек Атамбаев. Новый крупный военный объект даст возможность России держать руку на пульсе не только в Киргизии, но и в регионе в целом. На переговорах в Бишкеке в сентябре прошлого года Владимир Путин отметил, что «наличие российской компоненты в регионе, как в Таджикистане, так и в Киргизии, будет существенным фактором стабильности». По его словам, те, кто хочет раскачать ситуацию в регионе, должны знать, что «здесь есть необходимые силы, которые могут быть задействованы в борьбе с экстремизмом, наркоторговлей и с террористами». Поэтому центром для дислокации российского военного объекта выбран самый горячий регион республики – Ош. Внерегиональные державы постоянно стремятся дестабилизировать ситуацию именно здесь. Ибо нестабильность в Оше повлияет на всю Ферганскую долину и даже дальше. По мнению директора Центра перспективных исследований (Бишкек) Сергея Масаулова, «нахождение базы в Оше цементирует всю систему безопасности с юга для России и для всей Центральной Азии». Флаг Российской Федерации, поднятый на юге Киргизии, по мнению эксперта, станет убедительным доказательством того, что Россия при определенных обстоятельствах готова выполнить миссию по стабилизации обстановки.
В новую российскую структуру войдут авиабаза ОДКБ «Кант», 338-й узел связи ВМФ, испытательный центр военно-морской техники на озере Иссык-Куль и сейсмическая станция, работающая вместе с РВСН. Соглашение заключается на 15 лет с пролонгацией каждые пять лет и начнет действовать с 2017 года.
Нерешенным остается вопрос с Таджикистаном, где расквартирован наиболее многочисленный российский военный контингент за пределами РФ. Подразделения российской 201-й военной базы в Душанбе, Кулябе и Курган-Тюбе насчитывают около 6 тыс. военнослужащих. База играет ключевую роль в обеспечении военной безопасности как России, так и Таджикистана, а также других стран СНГ на афганском направлении. В октябре прошлого года главы РФ и Таджикистана договорились о продлении соглашения по 201-й базе на 49 лет. Однако таджикский парламент все еще никак не приступит к ратификации данного договора. Под вопросом и размещение российской авиационной группировки в расположенном недалеко от Душанбе аэропорту «Айни», реконструированном за счет Индии. Предполагалось, что авиагруппа усилит 201-ю базу и обеспечит авиационное прикрытие в случае обострения ситуации на таджикско-афганской границе. Несмотря на неоднократные заявления Душанбе о том, что Россия может использовать аэродром «Айни», реального подтверждения этого не последовало. Таджикские власти всякий раз выставляют новые условия. Эксперты убеждены, что таджикская сторона снова торгуется с Россией, пытаясь извлечь для себя максимальную пользу во всех сферах сотрудничества, а потому не перестает создавать спорные ситуации.
Тем не менее, как считает директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов, речь идет о выходе России к бывшим южным рубежам СССР. «Без обеспечения безопасности горных границ Таджикистана и Киргизии у нас не будет надежной защиты: ни пограничной, ни таможенной, ни антитеррористической, ни антинаркотической, ни любой другой», – сказал эксперт.