Газовый аппетит министра энергетики Эдуарда Ставицкого растет вместе с европейскими амбициями Киева.
Фото Reuters
Итоги саммита Украина–Евросоюз могут привести к новому конфликту Киева с «Газпромом». Хотя в течение двух последних месяцев на украинско-российских переговорах обсуждался вопрос создания двустороннего газотранспортного консорциума, Брюссель сейчас заявил о желании стать третьим его участником. И снова пообещал украинской стороне европейские инвестиции в модернизацию газотранспортной системы (ГТС). А также альтернативные поставки в Украину газа в объемах, превышающих традиционные закупки у «Газпрома».
О том, что ЕС желает подключиться в качестве полноправного участника к проекту газотранспортного консорциума, стало известно еще накануне саммита. Еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер сказал украинским журналистам, что европейская сторона в марте инициирует обсуждение этого вопроса. «Я думаю, это будет самый лучший путь прийти к гарантиям для продавцов и покупателей, для транзитных партнеров. И именно поэтому мы предлагаем дискуссии о трехстороннем консорциуме. Я думаю, это будет иметь взаимовыгодный эффект для всех этих трех сторон», – пояснил он.
Украинский эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский предположил, что в «Газпроме» не обрадуются европейской инициативе. Он отметил, что ранее ЕС ограничивался политическими заявлениями и декларациями, когда речь шла о модернизации ГТС или об украинско-российских переговорах по вопросу о цене газа. Эксперт напомнил, что Европа ничего не сделала даже в тот момент, когда «Газпром» выставил «Нафтогазу» счет на 7 млрд. долл. за недобор газа в 2012 году.
Валентин Землянский сказал «НГ»: «Европейская сторона всегда занимает позицию наблюдателя или стороннего комментатора, когда речь идет об украинско-российских газовых отношениях. Европу не интересуют наши проблемы. Им нужны, во-первых, бесперебойные стабильные поставки российского газа. И, во-вторых, чтобы Украина политически не сближалась с Россией».
В январе президент Янукович публично возмутился бездеятельностью европейских партнеров: «Когда Россия выставила нам счет на 7 миллиардов – штрафные санкции, – мы надеялись, что получим комментарии по этому поводу со стороны Европейского энергетического сообщества (членом которого Украина является с 2011 года. – «НГ»). Мы ни разу не получили ни одного ответа на эти вопросы».
Эксперты в Киеве считают, что в ЕС решили в ходе саммита акцентировать внимание на самом болезненном для украинской стороны вопросе, чтобы, пообещав содействие в газовой сфере, активизировать политические реформы в Украине. Смысл в том, чтобы Киев окончательно отказался даже рассматривать вопрос о присоединении к Таможенному союзу.
Президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил: «Одна страна не может одновременно быть членом Таможенного союза и иметь зону свободной торговли с Евросоюзом. Это невозможно». Виктор Янукович заверил собеседников в Брюсселе, что для его команды евроинтеграция – это стратегический выбор. Но отметил, что Киев пытается найти форму сотрудничества с ТС, не предполагающую полноправного членства.
Экономист Международного центра политических исследований и конфликтологии Александр Кошик сказал «НГ», что украинская власть оказалась в очень сложной ситуации из-за экономических проблем. Киеву крайне важно договориться о новой программе кредитования со стороны МВФ (а этот вопрос частично связан с перспективой евроинтеграции) и в то же время добиться снижения цены на российский газ.
Если в прошлом году Москва увязывала пересмотр газовых контрактов с членством Украины в ТС, то с декабря ситуация начала меняться. Источники в Москве и Киеве утверждают, что тема Таможенного союза была вынесена за рамки ведущихся газовых переговоров. Там обсуждался только вопрос создания двустороннего газотранспортного консорциума на базе украинской ГТС. Этот формат позволил бы снизить цену на газ для Украины примерно на 150 долл. за 1 тыс. куб. м, сообщали ранее украинские чиновники. По их словам, до последнего времени спорными оставались вопросы, связанные с оценкой стоимости украинской ГТС: якобы Киев оценил систему транзитных газопроводов в 27 млрд. долл., а в Москве исходили из вдвое меньшей стоимости. Впрочем, публично этот вопрос ни разу не звучал.
Анонсированное вмешательство европейской стороны в украинско-российские переговоры может ухудшить ситуацию. Тем более что вопрос о выставленном счете за недополученный в прошлом году газ до сих пор не решен. Янукович отметил: «Мы отказали в выплате этих штрафных санкций. Сейчас мы ведем переговоры». А вчера в Киеве прозвучало новое заявление, способное вызвать раздражение «Газпрома». Замглавы «Нафтогаза» Вадим Чупрун сказал журналистам, что в 2013 году Украина намерена закупить в России 18–20 млрд. куб. м газа – еще меньше, чем в прошлом году. «Мы их (российскую сторону. – «НГ») предупредили, что будем меньше брать. А вот как получится – увидим», – отметил чиновник.
Руководители украинской энергетической отрасли намекают на возможность вообще отказаться от российских поставок. В понедельник министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий заявил, что Украина располагает технической возможностью покупать в Европе 30 млрд. куб. м газа в год. Он уточнил, что газ из Германии может поставляться по территории Словакии, Венгрии и Польши. «Есть полная договоренность и четкий план», – сообщил министр, не конкретизировав свое заявление.
Эксперт Института евро-атлантического сотрудничества Владимир Горбач считает, что заявление Ставицкого – это пока только политическая декларация. «Думаю, это сигнал Кремлю, не более того. Обычная игра украинского руководства: надавить на одного партнера угрозой о сближении с другим. В данном случае это ярко проявилось в энергетической сфере. Не думаю, что «Газпром» испугается. Но, может быть, действительно станет сговорчивее в вопросах, связанных с созданием газотранспортного консорциума. А может, в Москве ждут полного краха отношений Киева с Брюсселем (если, например, политические условия евроинтеграции не будут выполнены украинской властью, как требуется, до мая)», – отметил эксперт.
Валентин Землянский тоже охарактеризовал энергетические заявления, прозвучавшие в Брюсселе, как позиционную борьбу Украины на переговорах с «Газпромом». Он пояснил, что замена российских поставок альтернативными в тех объемах, о которых было заявлено, невозможна. «Ставицкий сказал, что существует техническая возможность поставлять 30 миллиардов кубометров газа. Но это не значит, что указанный объем газа в виде излишков физически есть на европейском рынке. Еще один вопрос – цена таких поставок. Газ из Германии, который Украина стала в тестовом режиме получать с ноября прошлого года, стоил всего на 22 доллара дешевле российского газа. И, наконец, существует юридический аспект: до 2019 года действует соглашение с «Газпромом», по которому Украина обязалась покупать определенные объемы российского газа. Мы не можем просто взять и отказаться от этих поставок. Так что пока это только политические заявления», – подытожил эксперт.
В Киеве сомневаются, что итоги саммита Украина–ЕС приведут к срыву украинско-российских газовых переговоров, но допускают такую возможность. В таком случае экономическая ситуация в Украине будет ухудшаться, полагают эксперты. «Но это не значит, что к осени команда Януковича уже будет готова сдаться. На мой взгляд, перспектива вступления в Таможенный союз еще менее вероятна, нежели перспектива подписания в ноябре соглашений об ассоциированном членстве и зоне свободной торговли с ЕС», – сказал политолог Горбач. Он отметил, что украинская власть вряд ли выполнит все политические условия евроинтеграции, но, возможно, Брюссель удовлетворится началом требуемых реформ, а МВФ поддержит Киев новой кредитной программой. «Но если ничего из этого не произойдет, президент Янукович все равно не сможет встать и заявить о членстве Украины в Таможенном союзе. Для этого потребуется как минимум одобрение Верховной Рады, в которой, как показали недавние события, партия власти не контролирует большинство», – отметил Горбач.
Киев