Юлия Тимошенко опять не появилась в суде из-за болезни.
Кадр из видеоролика с YouTube
Сегодня адвокаты Юлии Тимошенко намерены подать в Генпрокуратуру заявление о том, что убийство депутата и бизнесмена Евгения Щербаня в 1996 году заказал и оплатил Петр Кириченко – бизнес-партнер и помощник экс-премьера Павла Лазаренко. Они утверждают, что именно эту информацию обнародовали свидетели, которых в конце прошлой недели допрашивали в Киеве по делу о причастности Тимошенко к громкому убийству. Последние события превращают «дело Щербаня» в фарс и при этом представляют политическую угрозу для всей украинской элиты.
Суд о финансовых злоупотреблениях корпорации ЕЭСУ, которой в середине 1990-х руководила Тимошенко, откладывается уже более полугода из-за болезни подсудимой. Но та же причина не помешала провести заседание по делу о заказном убийстве, в причастности к организации которого подозревается Тимошенко. Как писала «НГ», месяц назад ей было вручено уведомление о подозрении, после чего представители Генпрокуратуры сообщили прессе, что у стороны обвинения есть свидетели. Их допрос, запланированный на начало февраля, дважды переносился: Тимошенко потребовала обеспечить ей личное участие в судебном заседании, но при этом, сославшись на плохое самочувствие, попросила перенести суд.
Выждав неделю, судья назначила заседание в Киеве. Тимошенко осталась в харьковской больнице. В ее отсутствие три дня длился допрос двух свидетелей. Первый из них, назвавшийся «бизнесменом в 1990-х» Игорь Марьинков, рассказал, что слышал о причастности Тимошенко к организации убийства Щербаня со слов третьих лиц, которые тоже узнали об этом с чужих слов.
Второй свидетель – Сергей Зайцев – оказался родственником и бизнес-партнером Петра Кириченко, который в 1990-х тесно общался и сотрудничал с Павлом Лазаренко, а впоследствии свидетельствовал против него в американском суде.
Зайцев рассказал о неприязненных отношениях между Кириченко и Тимошенко. И вспомнил, как свояк рассказывал в семейном кругу: в 1996 году он оставил в кабинете Тимошенко торт с надписью: «Привет от донецких. В следующий раз это будет не торт». «И тогда Тимошенко сильно испугалась и побежала к Лазаренко. Он тут же вызвал Кириченко. И тот уже организовал убийство через Матроса (криминального авторитета, чья группировка, как ранее доказал суд, совершила убийство. – «НГ»). Потом он (Кириченко. – «НГ») хвастался мне, что они очень круто все провернули, прямо как в голливудском боевике». Зайцев со слов Кириченко сообщил также, что Тимошенко заплатила исполнителям 3 млн. долл.
Получив эту информацию, суд завершил допрос свидетелей. Дата следующего заседания будет назначена позже. Тимошенко может к тому времени быть выписана из больницы. По крайней мере прокурор Олег Пушкарь сообщил: «В соответствии с заключением медицинской комиссии пациентка Тимошенко не нуждается в дальнейшем лечении в стационаре». Эксперты предполагают, что события будут развиваться уже после саммита Украина–ЕС, запланированного на 25 февраля. Они склоняются к мнению, что допрос свидетелей по делу об убийстве Щербаня состоялся именно сейчас по политическим причинам. Адвокат Тимошенко Александр Плахотнюк предположил, что шоу с допросом свидетелей понадобилось не для расследования убийства Щербаня, а для использования их заявлений в политических целях. Другой адвокат Сергей Власенко отметил, что свидетели не были лично знакомы с Тимошенко, только видели ее где-то в коридорах. Все, что они сказали, указывает на Петра Кириченко, который, манипулируя Лазаренко и Тимошенко, организовал убийство Щербаня для достижения собственных целей. Сегодня адвокаты намерены подать соответствующее заявление в Генпрокуратуру.
Кириченко с 1990-х находится в США, где он согласился сотрудничать со следствием в расследовании финансовых махинаций Лазаренко. Источники «НГ» утверждают, что информация, которую дал Кириченко по делу об убийстве Щербаня, не позволила американской стороне начать новое расследование дела против Лазаренко, хотя украинская прокуратура давно настаивала на этом. Те же источники утверждают, что замгенпрокурора Ринат Кузьмин минувшим летом отправился в США, чтобы поговорить с Кириченко (до этого в Киеве была задержана ныне покойная жена свидетеля – Изабелла Кириченко). Но разговора, видимо, не получилось: осенью Кузьмину была аннулирована американская виза. В начале декабря украинский замгенпрокурора обратился к президенту Бараку Обаме с письмом, в котором было сказано: «Группа американских лоббистов длительное время препятствует проведению допросов свидетелей по делу об убийстве члена украинского парламента Евгения Щербаня. Речь идет о Павле Лазаренко, Петре Кириченко и Николае Мельниченко, которые сейчас проживают в США и публично заявили о своем согласии дать показания по делу. Генеральная прокуратура Украины около 30 раз обращалась в Департамент юстиции США с просьбой о содействии в организации допросов упомянутых свидетелей. Департамент юстиции США игнорирует обращения украинской стороны о проведении допросов». Усилия украинской стороны не убедили Вашингтон в том, что Тимошенко преследуют не по политическим мотивам. На прошлой неделе бывший посол США в Украине Стивен Пайфер заявил, что в Конгрессе США рассматривается возможность введения санкций в отношении украинских чиновников и политиков, причастных к преследованию лидеров оппозиции.
Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко отметил, что свидетели в своих показаниях ссылались на слова людей, многих из которых нет в живых, другие, как Петр Кириченко, скрываются за границей. «Все эти показания надо перепроверять, доказывать, что очень сложно, практически невозможно», – сказал Фесенко, отметив, что в ходе допросов попутно всплыли факты, не имеющие отношения к заказному убийству, но не украшающие Тимошенко.
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала прямо сказал, что судебное заседание накануне саммита Украина–ЕС имело целью «представить Тимошенко преступницей, уголовницей, чтобы ни у кого на Западе не было возможности далее говорить о ней как о политзаключенной». Эксперт считает, что власть, пытаясь во что бы то ни стало продержать Тимошенко в тюрьме до президентских выборов 2015 года, применила политическую технологию вместо правового механизма. И это – опасный прецедент для самой власти, полагает Бала: «Те, кто сегодня руководствуется политической целесообразностью, не думают о завтрашнем дне. А ведь он наступит и для них».
К чему может привести «дело Щербаня», в статье для «ЛигаБизнесИнформ» написал украинский аналитик Сергей Высоцкий: «Если государство осуждает Тимошенко по делу об убийстве середины 90-х, оно создает прецедент. Государство утверждает: не было никакого исторически неизбежного накопления первичного капитала, были преступления, и ты, дорогая моя элита, – просто шайка разбойников, воров и убийц. С момента вступления в силу обвинительного приговора Тимошенко вся украинская олигархия и политический класс перестают существовать в легитимном пространстве. Они будут отброшены на 20 лет назад. Из мецената, мэра и депутата – в наперсточника и рэкетира, из бизнесмена и банкира – в мокрушника и мошенника, из президента – в уголовника. Общество будет вправе задать вопросы: а почему только одна Тимошенко? Больше никто из нынешних олигархов и политических лидеров не давал взяток, не присваивал госсобственность и не заказывал конкурентов в 90-х?» Он считает, что расследование «дела Щербаня» откроет ящик Пандоры: практически все представители нынешней украинской элиты могут снова вернуться в статус членов организованных преступных группировок, а накопленная олигархами собственность может подвергнуться конфискации и перераспределению.
Киев