Президент и премьер-министр Грузии остаются на разных позициях.
Фото ИТАР-ТАСС
В понедельник вечером в президентской резиденции в Тбилиси ожидалась встреча между Михаилом Саакашвили и премьер-министром Бидзиной Иванишвили. Стороны накануне выразили готовность обсудить накопившиеся противоречия и попытаться снизить внутреннюю напряженность в Грузии. Поводом для встречи послужили события 8 февраля, в ходе которых проявились признаки общественного противостояния между сторонниками президента и премьера.
Утром в понедельник с неожиданным заявлением выступил спикер парламента Давид Усупашвили. Он сообщил, что переговоры между президентом и премьером, назначенные на 20.00 по тбилисскому времени, могут не состояться. Как можно было догадаться, это произойдет, если продолжающиеся на менее высоком уровне консультации по вопросу конституционных изменений не приведут к сближению позиций бывших и нынешних властей.
Премьер-министр спустя некоторое время после распространенной информации о возможной отмене встречи с президентом выступил с заявлением, в котором еще раз подтвердил готовность к переговорам. «Михаил Саакашвили своим заявлением и очередным тиражированием лжи, к сожалению, вновь пытается вызвать наше раздражение, чтобы мы отказались от нашего политического курса, и этим уклониться от предложенного мной конкретного плана действий. Поэтому я заявляю, что полной ложью является то, что я когда-нибудь призывал кого-то к уничтожению ЕНД. Более того, подобную терминологию можно отыскать именно в лексике ЕНД», – заявил Иванишвили. По его словам, «факты насилия 8 февраля по большей части были спровоцированы действиями президентской команды… Тяжело терпеть, когда главный творец вандалистских актов, осуществленных 7 ноября и 26 мая (в эти дни в 2007 и 2012 годах соответственно были жестоко подавлены оппозиционные выступления. – «НГ»), читает нам мораль в связи с 8 февраля». В заявлении премьер подчеркнул готовность начать диалог с президентом исходя из обязательств перед страной.
Как уже писала «НГ», сегодня наиболее болезненными противоречиями между ГМ и ЕНД являются поправки, которые парламентское большинство намеревается внести в Конституцию. Изменения урежут полномочия президента и лишат возможности распустить правительство, назначить выборы и т.д. Реализовать этот план новым властям мешает отсутствие конституционного большинства (100 из 150 голосов) в парламенте.
В свою очередь, ЕНД, выражая готовность поддержать конституционные изменения по ограничению полномочий президента, пытается выторговать некоторые условия. В частности, члены бывшей партии власти, ныне составляющие парламентскую оппозицию, настаивают, чтобы в Конституции был закреплен прозападный внешнеполитический вектор Грузии. И это ожесточенное упорство вызывает определенное недоумение. Если политические фобии ГМ понятны и лежат в плоскости возможной утраты власти, то «страхи» ЕНД даже и только гремучим коктейлем из патриотизма, западофильства и русофобства объяснить трудно. Их противники на этот счет отпускают едкие комментарии, смысл наиболее безобидных из которых сводится к необходимости «националов» полностью отработать западные гранты. На деле это выражается в том, что ЕНД противится подписанию документа под названием «Соглашение парламентских фракций по поводу внешнеполитического курса Грузии» из-за одного из 14 содержащихся в нем пунктов.
В злосчастном девятом параграфе говорится: «В интересах Грузии, чтобы она не фигурировала в списке противоречивых вопросов в отношениях Запада с Россией. Грузия должна быть готова с использованием международных механизмов начать диалог с Россией, целью которого будет выработка стратегии поэтапного преодоления существующего кризиса, деоккупация страны и защита суверенитета». Именно в этой формулировке бывшие власти видят готовность своих преемников вернуть Тбилиси в зону геополитического влияния Москвы, очевидно, полагая, что, только оставаясь «противоречием» между Западом и Россией, Грузия способна сохранить интеграционную тягу в западном направлении, вернуть утраченные территории и т.д. Представитель парламентского меньшинства, один из лидеров ЕНД Давид Дарчиашвили подтвердил, что основой для диалога остается согласие оппозиции на урезание полномочий президента, но закрепление в Конституции прозападного вектора в Грузии, а также прекращение нападок на ЕНД.
На момент подписания номера в печать из Тбилиси поступили две неоднозначные информации. Как следует из слов видного представителя ЕНД Гоки Габашвили, в 20.00 в президентскую резиденцию на переговоры пожалует не премьер-министр, а уполномоченный им спикер Усупашвили. Примерно в это же время член парламентского большинства Бидзина Гуджабидзе сообщил журналистам, что «Грузинская мечта» обзавелась необходимым для формирования конституционного большинства количеством голосов – изменения готовы поддержать 108 депутатов, и теперь переговоры с ЕНД нужны исключительно для снижения внутриполитической напряженности.