Бидзина Иванишвили рассказал об успехах нового правительства.
Фото с официальной страницы премьер-министра Грузии в Facebook
Во вторник в конференц-зале фешенебельной тбилисской гостиницы «Шератон Метехи Палас» премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили подвел результаты первых 100 дней пребывания во власти. В целом он доволен промежуточным итогом. Признавая, что кое-что сделать пока не удалось, кое в чем были переоценены возможности, а кое-где допущены небольшие ошибки, Иванишвили заявил, что тем не менее за 100 дней добиться удалось многого и это неожиданно.
Бидзина Иванишвили посрамил «провидцев», утверждавших, что собравшимся на пресс-конференцию предстоит слушать часовую «само-осанну» премьера. Во-первых, мероприятие продлилось не час, а втрое дольше, а во-вторых – самовосхваление, по сути, свелось к уточнению в ходе одного из ответов, что электричество подешевело на 3 тетри (около 2 центов) за кВт, а кубометр газа с февраля подешевеет на 10 тетри (около 7 центов). Снижаются цены на ГСМ, лекарства, некоторые продукты, либерализуется налогообложение. Благодаря увеличению бюджета здравоохранения все жители Грузии уже с февраля обладают полным страховым пакетом. С апреля начнется повышение пенсий и увеличение выплат социально неимущим.
Премьер считает, что первые ростки успеха стоит ожидать через год, еще через два в социально-экономической сфере будет ощущаться перелом, на третий год – достижения станут заметны, а на четвертый – люди ощутят если и не достаток, то значительное улучшение положения.
Новые власти всерьез взялись за сельское хозяйство. Создан специальный фонд для помощи фермерам и разработана программа развития аграрного сектора – «общество станет свидетелем невиданных доселе весенних работ», а их «невиданные результаты» увидит осенью при уборке урожая. «Открытие российского рынка позволит нам стимулировать развитие сельского хозяйства», – сказал Иванишвили, высоко оценивший проходящие в эти дни «успешные переговоры» по отмене Россией торгового эмбарго. «Переговоры показали, что бывшие власти Грузии сами блокировали выход грузинской продукции на российский рынок… – отметил он. – Мы получили положительные импульсы от своего самого большого соседа и надеемся на установление дружественных отношений…»
По мнению премьера, умные, осторожные действия позволят восстановить и территориальную целостность. Пока же об этом речи нет, зато предпринимаются определенные шаги, направленные на повышение уровня доверия. В частности, на днях некоторые районы Южной Осетии стали получать газ из Грузии. Не за горами, очевидно, обсуждение с абхазской стороной вопроса реабилитации железной дороги. «Я просто не понимаю критики со стороны оппозиции, которая звучит по этому поводу», – признался Иванишвили.
Критика эта, подкрепленная тезисами о неминуемом геополитическом развороте Грузии, неуместна. По словам премьера, самым большим стратегическим партнером остаются США. Важны отношения и с ближайшими соседями – в скором времени премьер-министр, уже познакомившийся с лидерами Азербайджана и Армении, отправится с визитом в Анкару. И в отличие от прежних властей, игнорировавших отношения с Россией и тяжело поплатившихся за это, новые не собираются повторять эту ошибку. Тем более что Всемирный экономический форум в Давосе открыл отличные перспективы для сотрудничества. По словам Иванишвили, крупнейшие российские бизнесмены интересуются грузинской экономикой и готовы к инвестициям.
На пресс-конференции премьер-министр был словоохотлив, педантично отвечал на задаваемые вопросы, если их смысл не шел вразрез с действительностью, если они не носили провокационный характер, и если не слишком уж грешили неопределенностью и расплывчатостью. Очевидно, Иванишвили не терпит неточности. Иногда в его реакции на «некондиционные вопросы» проскальзывала раздраженность. Иногда он журил журналистов, отечески обращаясь: «Швило» (детка (груз.). – «НГ»). Однако по аналогии с большой пресс-конференцией президента РФ Владимира Путина («Спасибо, Вова!» – «НГ») отзыва «папочка» не дождался.
Большинство «неточных» вопросов, по мнению премьера Грузии, связано с оголтелой контрпропагандой, которую развязало ЕНД. Националы, по словам Иванишвили, чувствуют свой окончательный конец и то, что «у населения будет сохраняться аллергия на их партию много десятков лет, и мечутся в агонии». Дезинформацию об экономическом кризисе распространяют и создают помехи работе новых властей в первую очередь генсек ЕНД Вано Мерабишвили, мэр Тбилиси Гиги Угулава и президент Михаил Саакашвили. Они боятся, считает Иванишвили, и правильно делают, что боятся, ибо дела их плохи – очевидны конфликты с законом. «Мерабишвили уже приглашался на допросы… Угулава тоже… Но вопросы к ним далеко не исчерпаны», – заявил Иванишвили. По его словам, именно страх перед расплатой гонит их в атаку на власти, вынуждает кричать о политических репрессиях и не признавать, что «в Грузии на самом деле начался процесс восстановления справедливости». В этот же процесс стоит включить масштабную амнистию, считает премьер.
Иванишвили сообщил, что бывшая партия власти, составляющая ныне парламентское меньшинство, не в состоянии адекватно оценивать ситуацию. Они периодически пытаются что-то выторговать взамен на свою лояльность при обсуждении того или иного вопроса в парламенте. Но не понимают, что у них осталось два пути: продолжать попытки служения диктатору Саакашвили или попытаться вернуться обратно в общество, стать его частью, а то и достойной его частью. Вместо этого предлагаются бездарные и бессмысленные торги, на которые «мы и не обращаем внимания, потому что можем решить те или иные вопросы самостоятельно», хотя и готовы прислушаться к их мнению, если оно дельное.
В этом контексте Иванишвили заверил, что Конституция обязательно претерпит изменения. «В таком виде Конституция существовать не может. В ней масса абсурда. Например, такой: если я – премьер-министр Грузии, откажусь от своего французского гражданства и верну грузинское, то потеряю занимаемый пост. Как это назвать, если не проявлением безобразия?!» – задался вопросом Иванишвили.
Премьер-министр подчеркнул, что новая редакция Конституции будет четко определять все государственные нормы и положения, как принято в цивилизованном мире, а не потворствовать прихотям одного человека. При этом он объявил, что не будет поощрять тех, кто добивается отставки Саакашвили.
«С одной стороны, было бы правильно объявить его нелегитимным, но с другой – мир нас неправильно поймет. И придется затратить немало сил и энергии для того, чтобы Грузия не понесла репутационного ущерба. А у нас есть дела важнее, которые требуют большого внимания и самоотдачи», – пояснил Иванишвили, дав понять, что Саакашвили – это безвозвратное прошлое Грузии: «На его выступлении в парламенте присутствовать не буду, так как не собираюсь слушать его ложь и глупости».