Сангтудинская ГЭС-1 остается заложницей политических интриг.
Фото с сайта www.sangtuda.com
Таджикистан выдвинул новые условия для ратификации соглашения по 201-й военной базе РФ, дислоцированной на его территории. К уже имеющимся требованиям об отмене пошлины на поставки нефтепродуктов и льготного режима пребывания в России для таджикских мигрантов добавилось еще одно – списать долг в 66 млн. долл. за электроэнергию, поставляемую Сангтудинской ГЭС-1, 75% акций которой принадлежит РФ. Это будет обсуждаться 12 февраля в Душанбе на заседании таджикско-российской межправительственной комиссии.
Эксперты убеждены, что таджикская сторона снова торгуется с Россией, пытаясь извлечь для себя максимальную пользу во всех сферах сотрудничества, а потому не перестает создавать спорные ситуации.
Сангтудинская ГЭС-1, построенная Россией в Таджикистане, в ближайшие дни может остановиться из-за накопившегося долга в 66 млн. долл. со стороны государственного энергохолдинга «Барки Тоджик» («Энергия Таджикистана»). В этом случае без света останется юг республики – Хатлонская область. Однако «Барки Тоджик» не спешит расплачиваться, надеясь на реструктуризацию долга. Как отметил на пресс-конференции в Душанбе глава компании Абдулло Ёров, финансовая ситуация вокруг Сангтудинской ГЭС-1 станет одной из главных тем предстоящего в феврале заседания таджикско-российской межправительственной комиссии: «Сангтудинской ГЭС-1 руководит совет директоров. Возможно, мы придем к какому-то согласию по графику погашения задолженности. Возможна реструктуризация долга». В «Барки Тоджик» неплатежеспособность объясняют недобросовестностью потребителей, которые давно не платят за электроэнергию. Среди них называют Министерство мелиорации и водных ресурсов Таджикистана, а также население республики.
Эксперты считают, что дело не в отсутствии денег, а в нежелании платить. «Это не первый раз, когда «Барки Тоджик» отказывается выполнять финансовые обязательства. В стране деньги есть, можно не сомневаться», – убежден эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. На днях министр экономического развития и торговли Шариф Рахимзода сообщил, что Таджикистан готов профинансировать проект по строительству Сангтудинской ГЭС-2, которую возводит Иран. В ходе недавней пресс-конференции он пояснил, что международные санкции, введенные против Тегерана, негативно влияют на реализацию совместных таджикско-иранских проектов. «Пока работы ведутся по графику. Но если возникнут сложности, в том числе и финансовые, мы готовы выделить необходимую сумму, чтобы к будущей зиме ГЭС запустить», – цитирует министра агентство «Авеста».
По словам эксперта по политическим вопросам Шокира Хакимова, сложившаяся вокруг Сангтудинской ГЭС-1 ситуация отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность Таджикистана. «Чиновники ищут возможность пересмотреть условия соглашения по ГЭС. Они утверждают, что подписанный с Россией договор изначально не отвечал национальным интересам республики», – сказал «НГ» Хакимов. Он напомнил, что планировалось отдать строительство двух Сангтудинских ГЭС Ирану. «Но, учитывая политическую ситуацию в стране – дело было в преддверии президентских выборов, а также неблагоприятный инвестиционный климат, Душанбе ввел в проект Россию, несмотря на недовольство Ирана», – отметил политолог. Теперь «Таджикистан старается под различными предлогами увеличить свой вклад в уставном капитале, используя неуплату долгов «Барки Тоджик» Сангтудинской ГЭС-1, с тем чтобы иметь как минимум равные возможности в управлении этим стратегическим объектом или овладеть контрольным пакетом акций».
Пересмотреть соглашение теоретически возможно, полагает Шокир Хакимов. «Но для этого нужна убедительная доказательная база, воля парламента и президента. Но надо понимать, что у таджикского правительства достаточно слабая социальная база и оно не пойдет на конфликт с Россией. Тем более что к процессу может подключиться МИД РФ или даже президент РФ. К тому же если стороны не придут к согласию и оперативно не разрешат проблему, то это может отрицательно повлиять на потенциальных инвесторов. Я надеюсь, что правительство Таджикистана не доведет дело до денонсации достигнутых соглашений», – сказал «НГ» таджикский эксперт.
Таджикистан часто стал прибегать к торгу. Накануне визита в январе министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Душанбе глава МИД Таджикистана Хамрохон Зарифи заявил, что для ратификации соглашения с Москвой о статусе 201-й российской военной базы сначала Россия должна выполнить условия двух меморандумов, подписанных в октябре президентами двух стран. «Это называется шантажом», – сказал «НГ» эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. Он не исключает, что при этом Таджикистан рассчитывает получить некую помощь от США.