Зураба Абашидзе удивили российские коллеги.
Фото Reuters
Официальный Тбилиси на различных уровнях опроверг распространенную накануне информацию о том, что власти Грузии вступили в переговоры по поводу возвращения страны в состав СНГ, из которого она вышла после пятидневной войны с Россией в августе 2008 года. О якобы начавшемся обсуждении этого вопроса ряд российских СМИ сообщил, ссылаясь на заявление директора первого департамента стран СНГ МИД РФ Михаила Евдокимова, которое он сделал, находясь во вторник в Минске. Вчера грузинская оппозиция предложила принять законопроект, не позволяющий стране вступать в постсоветские организации.
Парламентское меньшинство выступает с инициативой принятия законопроекта «О неизменности курса Грузии», заявил на брифинге в среду вице-спикер палаты Георгий Барамидзе.
В нем отмечается, что «Грузия не вступит в СНГ, Евразийский союз, так называемую организацию коллективного соглашения безопасности и в другие постсоветские объединения, где страна-оккупант представляет ведущую силу, а также в объединения, которые создают угрозу суверенитету и свободе Грузии».
Высказывание российского дипломата по поводу восстановления Грузией членства в Содружестве даже с допущенной оговоркой, что оно может произойти исключительно на добровольной основе, идет вразрез с объявленным прозападным курсом не только президента Михаила Саакашвили и бывших властей в лице «Единого национального движения» (ЕНД), но и противостоящего ему нового правительства премьер-министра Бидзины Иванишвили.
С первого дня пребывания во власти коалиция «Грузинская мечта» (ГМ) объявила о неизменности внешнеполитического вектора. Заинтересованное в нормализации отношений с Россией новое правительство тем не менее подчеркивало, что это не произойдет за счет ухудшения отношений с Западом. Говоря же об интеграционных процессах, и премьер Бидзина Иванишвили, и глава МИД Грузии Майя Панджикидзе заявляли исключительно об устремлениях в ЕС и НАТО, никаких альянсов с пророссийскими объединениями, к которым в Тбилиси относят СНГ, Таможенный и Евразийский союзы, они даже не подразумевали.
Сообщения о заявлении Михаила Евдокимова для Грузии оказались холодным душем. «Никто Грузию из СНГ не исключал, это было решение этого государства, – сказал представитель МИД РФ в Минске. – С руководством Грузии уже начаты контакты по этому вопросу… Ни одна из стран, входящих в СНГ, не будет против возвращения Грузии в Содружество».
Специальный представитель премьер-министра Грузии по связям с Россией Зураб Абашидзе заявил, что и «не представляет, откуда взял Михаил Евдокимов то, о чем он говорит в своем заявлении». «В рамках моего состоявшегося в декабре прошлого года диалога с заместителем министра иностранных дел РФ Григорием Карасиным термин СНГ не упоминался, и на эту тему мы вообще и не говорили», – сказал Абашидзе, заметив, что попытается выяснить, на основании чего возникло это заявление.
В Тбилиси предположили, что, возможно, подоплека «безосновательного заявления» в желании как-то подыграть президенту председательствующей в СНГ Белоруссии. Ведь совсем еще недавно Александр Лукашенко, рассуждая о возможной реинтеграции Грузии в состав Содружества, буквально заявил, что готов приехать в Тбилиси и на коленях просить об этом.
С другой стороны, если кому-то не нравится начинающийся процесс упорядочения грузино-российских отношений, то заявление Евдокимова льет воду на мельницу именно противников сближения. Таковыми по строгому счету остаются бывшие грузинские власти и их западные партнеры, главным образом США. Закономерно, что в лагере президента Саакашвили уже зазвучали голоса о том, что от «этого правительства можно ожидать чего угодно», и в качестве доказательства возможного изменения внешнеполитических ориентиров в очередной раз вспомнили заявление Иванишвили, сделанное им во время визита в Ереван.
Напомним, тогда премьер-министр Грузии назвал Армению примером для выстраивания ровных отношений с Западом и Россией. Это дало повод бывшим властям заподозрить Иванишвили в желании совершить геополитический разворот: невозможно одновременно быть партнером НАТО и стратегическим союзником Москвы.
Директор Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия, комментируя это высказывание Иванишвили, а также его неоднозначное заявление в Давосе об искусственном характере достижений грузинской экономики, не исключил, что «происходит ползучее изменение политического курса». «Проблема не в том, что Грузия старается улучшить отношения с Россией, – сказал он местным СМИ. – Само по себе это понятное желание. Проблема в том, что не видно никаких активных шагов в направлении Европы и евро-атлантической интеграции». По словам Нодии, в риторике властей прослеживается некоторая тенденция дистанцироваться от Запада: например, заявление премьера о том, что удалось выдержать давление Запада по вопросу о коабитации, или слова министра юстиции о том, что нехватка времени вынуждает принимать различные законы, не дожидаясь оценки Венецианской комиссии. «Предыдущее правительство не всегда следовало советам Запада, но оно подчеркивало приоритетное сотрудничество с Западом. А в риторике нового правительства эта тема постепенно исчезает», – сказал Нодия, заметив, что «снижение активности в отношении Запада, с одной стороны, и изменение риторики – с другой, сами по себе показывают, что происходит ползучее изменение политического курса».
Председатель парламента Давид Усупашвили лаконично заявил, что никаких планов в отношении СНГ Грузия не строит, а если такая идея вдруг вынашивается втихую, то ее авторы «могут думать и мечтать на эту тему без меня». «Вопрос об СНГ не поднимался даже на уровне рассмотрения», – заявил спикер.
Абсурдным назвал сообщение о переговорах председатель парламентского комитета по внешним связям Тедо Джапаридзе: «Смешно, чтобы кто-то в нашей стране или за ее пределами думал, что Грузия вернется в Содружество». Столь же категорически высказались госминистры по реинтеграции Паата Закареишвили и евроинтеграции Алекси Петриашвили: «Нет ни малейших оснований для распространения подобной информации и возникновения ажиотажа». По словам Петриашвили, правительство Грузии уже определило те организации, в которые желает вступить: «Это ЕС и НАТО. Мы не намерены менять приоритеты и продолжаем работу в выбранном направлении».
Наконец, в отсутствие совершающей зарубежный визит министра иностранных дел Грузии Майи Панджикидзе с официальным заявлением выступил ее заместитель Давид Залканиани. «Информация, распространенная российскими СМИ, не соответствует действительности. Контактов с российской стороной по вопросу возвращения Грузии в СНГ не существует. Наш внешнеполитический курс озвучен – это евро-атлантическая интеграция, что является выбором грузинского народа», – сказал замминистра внешнеполитического ведомства, дополнив, что уже весной начнутся консультации об ассоциировании Грузии в Евросоюзе.
По сообщению МИД Грузии, по этому вопросу уже состоялись переговоры правительственной комиссии, в которую вошли высокопоставленные представители министерств и ведомств, с руководителем директората Восточной Европы, Центральной Азии и Южного Кавказа ЕС Гунаром Вигандом. Участники встречи обсудили процесс работы над соответствующей поэтапной программой конкретных мероприятий в основных сферах.
Тбилиси