Сухуми ждет от Тбилиси предложений по возобновлению железнодорожного сообщения. Так президент ограниченно признанной Абхазии Александр Анкваб отреагировал на заявление премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили о необходимости восстановления абхазского участка железной дороги, связывающей Южный Кавказ с Россией. По словам Анкваба, если поступят конкретные идеи, то «сядем и будем обсуждать коллективно», а пока ничего нет, то и говорить, стало быть, не о чем.
Строго говоря, предложение о восстановлении железной дороги абхазская сторона получила в первые же дни прихода к власти «Грузинской мечты» в октябре прошлого года. Госминистр по реинтеграции Паата Закареишвили, рассуждая о проектах, которые Тбилиси и Сухуми могли бы реализовать совместно, назвал именно реабилитацию этой транспортной артерии, играющей значительную роль для всего региона. Однако тогда абхазские чиновники ответили категорическим отказом: проект не соответствует национальным интересам республики. Сегодня риторика несколько смягчилась.
Александр Анкваб сказал, что в восстановлении железнодорожного сообщения заинтересованы многие региональные игроки. «Но я смутно представляю, как это может быть осуществлено. Могу напомнить, что по абхазскому участку Закавказской железной дороги в советское время проходило 24 пары грузовых поездов и 14 пар пассажирских. Ветка была достаточно загружена. По ней провозилось примерно до 15% грузов, которые поступали в регион. Сегодня трудно что-то сказать – вопрос должны рассмотреть специалисты и просчитать, что будет иметь от этого абхазская сторона, стоит ли игра свеч, какие цели и интересы преследуются участниками возможного процесса. Пока все крайне туманно», – заявил абхазский лидер. Его скептицизм, возможно, объясняется еще и плохим состоянием дороги, за годы отсутствия коммуникаций с Грузией пришедшей в полный упадок. Фактически после Очамчира в грузинском направлении, как сказал Анкваб, «вообще ничего нет, и нужны миллиардные вложения». В соответствие с международными нормами следует приводить и весь абхазский участок железной дороги, «эффективность которой можно оценить на тройку».
В противовес Сухуми и Тбилиси настроен более решительно. Приближенный к Иванишвили эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили считает, что по вопросу восстановления дороги должна быть создана рабочая группа, в которую кроме представителей грузинской и абхазской сторон, возможно, смогут войти специалисты России и Армении – стран, также заинтересованных в реализации проекта. «Но не стоит говорить о том, что это в интересах Армении или кого-либо. Железная дорога Абхазии является неотъемлемой частью грузинской железной дороги. Ее восстановление может стать неким мостом для начала процесса реинтеграции Абхазии», – заявил Хухашвили. По его словам, вопросы безопасности, таможенная граница являются предметом переговоров и для их решения должна быть создана рабочая группа. «Будет ли осуществлен проект, зависит от адекватности сторон. Две таможни недопустимы. Граница должна быть на Псоу. Возможно, в принятие временных решений включатся международные экспедиторы», – заявил Хухашвили.
Бидзина Иванишвили в ходе недавнего визита в Армению пообещал, что Грузия сделает все для восстановления абхазской железнодорожной ветки. «Я думаю, что это возможно. Между Грузией и Арменией нет проблем, но у нас остаются большие проблемы с Россией. Самый проблемный вопрос – территориальная целостность Грузии, и, наверное, он не будет быстро разрешен», – сказал Иванишвили и выразил надежду на восстановление отношений с Россией как можно скорее.
Это заявление, равно как и проект восстановления железнодорожного сообщения, вызвал шквал критики со стороны президента Грузии Михаила Саакашвили и его команды. На состоявшемся брифинге Саакашвили заявил, что «восстановление абхазского участка входит в интересы только одной страны – России». «Оккупанты решат две задачи: произойдет экономическое ослабление Грузии и снизится значимость строящейся новой железной дороги Баку–Тбилиси–Карс». По словам президента, открытие дороги через Абхазию не входит в интересы Грузии, а сторонники проекта либо не понимают его антигосударственности, либо работают на Россию. При этом Саакашвили подчеркнул, что Грузия дорожит хорошими отношениями с Арменией, особо заинтересованной в восстановлении сообщения через Абхазию, что могло бы облегчить ее полублокадное состояние. «Мы все делали для расширения транспортных возможностей, в том числе начали строить город-порт Лазику, способный увеличить грузопотоки на Армению», – отметил он, посетовав, что новые власти заморозили этот проект.
Представители Единого национального движения (ЕНД) едва ли не большее внимание уделили другому заявлению Иванишвили, сделанному армянским СМИ: «Армения, у которой хорошие отношения и с Россией, и с западными странами, и с НАТО, является хорошим примером для Грузии». В частности, генсек партии, бывший премьер Вано Мерабишвили, подчеркнув, что уважает выбор дружественного Еревана, заявил, что его путь не соответствует национальным интересам Грузии. «Отношения Армении с Россией и НАТО не приемлемы для нас и противоречат нашим государственным целям», - заявил он. В ЕНД считают, что проект восстановления абхазского участка железной дороги является доказательством готовности сменить политические ориентиры.
Тбилиси