Вопросы о статусе украинского и русского языков в Украине вновь оказались в центре внимания. Поводом послужил законопроект «О функционировании украинского языка как государственного и порядок применения других языков в Украине», внесенный в Верховную Раду представителями оппозиционных партий «Свобода», «Батькивщина» и УДАР.
Тема статуса украинского и русского языков используется политиками на протяжении всех лет независимости. Как правило, о языке вспоминают либо перед выборами, либо после их проведения, когда надо демонстрировать выполнение предвыборных обещаний. Нынешняя активность защитников украинского языка вызвана приближением президентских выборов, которые должны пройти в Украине через два года. Этот фактор фактически вынуждает лидеров оппозиции обратиться к такой беспроигрышной теме как защита украинского языка. Тон в этой борьбе задает националистическая партия «Свобода», для которой борьба с русским языком, русской культурой является ключевым инструментом в консолидации электората западных областей.
В новом законопроекте стоит отметить ряд принципиальных моментов. Прежде всего оппозиционные партии предлагают считать украинский язык неотъемлемой частью конституционного строя Украины, а любой другой язык, применяемый на территории страны, считать иностранным. Для этого законопроектом предлагается признать утратившим силу Закон «Об основах государственной языковой политики», вступивший в силу в августе 2012 года. Хотя прошлогодний закон, не ущемляя статуса украинского языка, вводил законодательные нормы, которые позволяли национальным меньшинствам использовать родной язык в местах компактного проживания.
Также оппозиция предлагает законодательно закрепить обязательное владение украинским языком для кандидатов на занятие должностей президента, члена правительства, а также для чиновников государственных и муниципальных учреждений. Новшеством законопроекта является предложение ввести должность уполномоченного по защите государственного языка, а также языков национальных меньшинств. Этой мерой оппозиция фактически ставит заслон на пути использования других языков, прежде всего русского.
Заявляя о приверженности европейским ценностям и демократии, оппозиция демонстрирует откровенное пренебрежение таким важным документом, как Закон «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств», принятый в 2003 году. В этом документе зафиксирован принцип, согласно которому нельзя ухудшать положение национальных меньшинств на момент ратификации документа. Однако это не остановило лидеров оппозиции, для которых личный рейтинг важнее политической стабильности.
Принятие законопроекта в его нынешней редакции может привести к ряду негативных последствий. Прежде всего будут созданы предпосылки для усиления регионализации страны, создавая угрозу ее территориальной целостности. По уже сложившейся традиции на первые роли вновь могут выйти решения областных и городских советов восточных и западных областей, которые чутко улавливают политические сигналы, идущие из Киева. Примечательным является предложение оппозиции зафиксировать в законе положение, согласно которому попытки введения многоязычия на всеукраинском уровне должны расцениваться в качестве межэтнической вражды, нарушения конституционного строя и территориальной целостности Украины.
Понятны и мотивы, которыми руководствуется оппозиция. Под прикрытием защиты украинского языка оппозиция стремится проводить политику ассимиляции национальных меньшинств. Украинские националисты выступают за построение национального государства, в котором должен быть только один язык – украинский. В итоге борьба за статус украинского языка, а в более широком плане за украинство, превратилась в инструмент политики. Более того, защита украинского языка подается оппозицией как часть патриотической идеологии, которая необходима для построения независимого государства, а сами лидеры оппозиции пытаются предстать в качестве единственных защитников национальных интересов.
Сложно говорить о перспективах нового законопроекта. Снижение готовности партии регионов к защите русского языка, настойчивость оппозиции и отсутствие четкой и последовательной позиции у президента могут привести к совершенно непредсказуемым результатам. Впрочем, это мало беспокоит практически все политические силы, для которых участие в такой чувствительной и резонансной для современной Украины проблеме позволит в очередной раз продемонстрировать заботу об интересах своего избирателя.