Главная президентская резиденция может переместиться из Тбилиси в Зугдиди.
Фото Reuters
В Тбилиси и других городах Грузии начинается всенародное обсуждение конституционных поправок, нацеленных на сокращение полномочий президента Михаила Саакашвили. В процессе, который продлится до начала февраля, примут участие представители ведущих НПО, политических и научных кругов, а также известные представители общественности. В некоторых мероприятиях будут участвовать депутаты парламента. Надежды на то, что Михаил Саакашвили и премьер-министр Бидзина Иванишвили начнут работать в связке, практически растаяли.
Оптимистические ожидания по этому поводу появились после встречи Саакашвили и Иванишвили в Патриархии на новогоднем (по старому стилю) приеме Католикоса Илии Второго при участии Вселенского Патриарха Варфоломея.
Оба политика, а также спикер парламента Давид Усупашвили излучали неподдельное дружелюбие, и, как сказал впоследствии духовный лидер Грузии, имело место «знаменательное событие – политические противники поговорили о судьбе родины».
Известный политолог, профессор Рамаз Сакварелидзе одним из первых призвал не преувеличивать значимость произошедшего. «Прямое общение Саакашвили и Иванишвили – конечно, положительное явление. Встреча, состоявшаяся благодаря Патриарху, способна снять определенные психологические барьеры, ведь взаимоотношения президента и премьера были настолько напряженные, что во взаимной критике они выходили за пределы элементарного этикета», – прокомментировал Сакварелидзе. По его наблюдению, на встрече в Патриархии между ними практически не наблюдалась неприязнь, хотя в поведении Саакашвили при этом проскальзывала некоторая нервозность, тогда как Иванишвили был абсолютно раскован. Но все это еще не является свидетельством того, что стороны готовы забыть о противоречиях, обидах и начать работать в тандеме. Сакварелидзе считает, что сотрудничество необходимо Саакашвили в большей степени, чтобы его партия «Единое национальное движение» сохранило какие-то позиции в политической жизни страны. «В целом же ради блага Грузии стороны не должны руководствоваться эмоциями», – полагает профессор.
То, что ожидания по вероятности трансформации противников в эффективный руководящий дуэт завышены, на деле проявилось уже во вторник, когда стало известно, что новые власти не отказались от идеи сужения президентских полномочий. По сути, парламентское большинство пытается активизировать соответствующие конституционные поправки до президентских выборов в октябре нынешнего года.
Напомним, что загодя внесенные в Конституцию изменения после этих выборов сместят центр власти от президента к премьер-министру. Как полагали в экспертных кругах, парламент, большинство которого составляли члены «Единого национального движения», этими изменениями пытался обеспечить политическое будущее Михаила Саакашвили. Согласно Конституции, он не может в третий раз баллотироваться на пост президента, но ничто не мешает ему править Грузией на посту премьера.
Этот план потерпел фиаско одновременно с поражением «националов» на парламентских выборах 1 октября прошлого года. Однако у действующего президента есть небольшая возможность устроить политический кризис, отправив в отставку правительство, а затем, представив на утверждение парламенту заведомо неприемлемые кандидатуры в кабинет министров, распустить и его и назначить новые выборы высшего законодательного органа. Но осуществление такой комбинации возможно только в апреле – то есть только через полгода с начала работы нового парламента и не менее чем за те же полгода до президентских выборов, как прописано в Конституции.
По заявлению одного из лидеров «Грузинской мечты» Мананы Кобахидзе, нынешние действия парламентского большинства, направленные на конституционное ограничение полномочий действующего президента, связаны именно с нейтрализацией подобной угрозы. «Мы учтем замечания и предложения общественности, которые появятся в ходе начинающихся обсуждений», – сказала она журналистам, отметив, что результаты недавних парламентских выборов позволяют надеяться на широкую поддержку населения.
Тем временем в Тбилиси стали муссироваться слухи, которые могут подтвердить мнения некоторых экспертов и политиков о том, что Саакашвили не смирился с ролью «хромой утки». Речь идет о неких планах переноса главной президентской резиденции из Тбилиси в Зугдиди – центр региона Мингрелия в Западной Грузии. Именно здесь «Единое национальное движение» подсластило горечь поражения на парламентских выборах, получив лучший результат в сравнении с другими районами страны. Если план по изменению «прописки» действительно существует, то чисто по-человечески президента понять можно – новые власти значительно урезали бюджет на комфортное содержание главы государства, вплоть до того, что резиденция, еще недавно переливавшаяся ослепительными огнями в ночном Тбилиси, ныне погружена во мрак.
Однако профессор Сакварелидзе считает, что затея не столь безобидна, как может показаться. «Позитивная сторона переезда президента в Зугдиди непонятна. А негативный подтекст уходит корнями в 1990-е годы, когда в период правления Звиада Гамсахурдии в определенных российских кругах существовал план разделения Грузии на западную и восточную и даже была проведена условная демаркационная линия. Если Саакашвили хочет идти в этом направлении, то это очень печально», – считает Сакварелидзе.