Георгий Деметрадзе (слева) требует компенсацию за тюремное заключение, прервавшее его футбольную карьеру.
Фото Reuters
Массовое освобождение заключенных, начавшееся в Грузии в воскресенье согласно закону об амнистии, стало началом восстановления справедливости. Парламентский комитет по защите прав человека приступил к изучению дел бывших высокопоставленных чиновников, находящихся в эмиграции, на предмет объявления их преследуемыми по политическим мотивам. Среди них – бывший шеф госбезопасности Игорь Гиоргадзе и влиятельные губернаторы времен Эдуарда Шеварднадзе Леван Мамаладзе и Эмзар Квициани. Президент Грузии Михаил Саакашвили действия и планы новых властей называет пророссийскими, а амнистированных людей продолжает считать преступниками и шпионами.
Бывшие узники, вышедшие на свободу со статусом «политзаключенный», собираются бороться за восстановление репутации. Футболист Георгий Деметрадзе – любимец болельщиков Грузии и Украины, в клубах которой провел значительную часть своей карьеры, оказался за решеткой по обвинению в организации подпольного тотализатора и связях с воровским миром. Арест чуть ли не национального героя, не так давно в принципиальном матче забившего победный гол в ворота сборной России, стал громом среди ясного неба. В его невиновность в Грузии если и не верили, то были уверены в мягком приговоре – футболисты здесь всегда пользовались уважением и повышенной популярностью. Деметрадзе категорически отрицал все выдвинутые против него обвинения, однако в марте 2011 года был осужден на шесть лет лишения свободы.
Выйдя из тюрьмы, Деметрадзе объявил, что будет требовать наказания людей, сфабриковавших дело, а также материальной компенсации. «Я до сих пор не понимаю, за что меня упекли в тюрьму и разрушили спортивную карьеру», – сказал он. По словам футболиста, у него был готов к подписанию трехлетний контракт с кипрским или украинским клубом, когда его посадили. Теперь он через суд готов взыскать в качестве компенсации ту сумму, которую мог заработать по несостоявшемуся контракту. «Я уверен на все сто процентов, что выиграю дело», – сказал бывший нападающий сборной Грузии.
За восстановление доброго имени намерен бороться известный эксперт по военным вопросам Вахтанг Маисая. Его арестовали в 2009 году по обвинению в шпионаже в пользу России во время августовской войны 2008 года. Эта история наделала в Грузии не меньше шума, чем то, что произошла с Деметрадзе. Вопросы общественности о том, каким образом эксперту могли быть известны секретные планы оборонного ведомства, которые он через посредников якобы передавал российским военным, остались без ответа. Комментаторы в те дни указывали, что весь грех Маисаи, пользовавшегося открытыми источниками информации, возможно, состоит в том, что он постфактум пытался анализировать причины неудачной военной кампании грузинской стороны, тогда как власти трубили… о победе и проводили парады. «Парадокс еще и в том, – говорит Маисая, – что Саакашвили во всеуслышание обвинял меня в шпионаже в пользу России и говорил другие глупости, а в деле написано, что я – шпион спецслужб НАТО. Хотя и это обвинение абсурдно, я хочу посмотреть, как Саакашвили объяснится с генсеком альянса Расмуссеном».
Маисая, не откладывая в долгий ящик, стал готовить обращение в Гаагский трибунал: «Поскольку меня обвинили в военном шпионаже, будет правильно, если дело рассмотрит Международный военный трибунал, который сейчас рассматривает обстоятельства грузино-российской войны. Я продолжу борьбу против этого режима, все еще не сломленного окончательно», – заявил Маисая.
Все 190 «политзаключенных», покинувшие в воскресенье грузинские тюрьмы, намерены добиться полной реабилитации. Среди них в основном люди, задержанные в ходе акций протеста 7 ноября 2007 года и 26 мая 2011 года, а также осужденные за шпионаж граждане Грузии и один гражданин России. Как сказал министр по исполнению наказаний Созар Субари, грузинские судебные инстанции готовы к приему всех исков, и никаких преград ни у одного из бывших заключенных, желающих восстановить репутацию, не будет. В унисон этому прозвучало заявление председателя парламентского комитета по правам человека Эки Беселия. «В Грузии начинается новая эра, когда в стране не будет политзаключенных, и гарантом этого является новое правительство», – сказала она. По ее словам, на ближайшем заседании парламента она потребует рассекретить все дела политзаключенных. Этого же желают сами недавние зэки, и в их числе – группа людей, арестованных в ходе спецоперации под кодовым названием «Энвер».
«НГ» уже писала о том, что в июле 2011 года грузинская контрразведка благодаря внедренному в российские спецслужбы сотруднику раскрыла российскую агентурную сеть. Посвященный этому одноименный документальный фильм повествовал, как в течение нескольких дней в основном в Аджарии было задержано полтора десятка человек различного возраста и профессий – от директора средней школы до радиста. Как утверждали адвокаты, все они были арестованы загодя, а снятый фильм является банальной постановкой. Впрочем, подобные доводы результата не возымели, и их подопечные, кроме тех, кто «помог» следствию, были приговорены к длительным срокам лишения свободы. Теперь все, проходившие по делу «Энвер», требуют рассекретить «эпопею». Эка Беселия убеждена, что парламент проголосует за отмену грифа «секретно», чтобы «общество увидело, кого Саакашвили называл шпионами и предателями». По ее словам, все эти люди были «личными заложниками и заключенными Саакашвили». «Что бы ни говорил сегодня Саакашвили, кого бы ни называл врагом народа и шпионом, факт – самое большое зло он причинил стране», – считает председатель комитета по правам человека.
Но сам Саакашвили продолжает настаивать на том, что амнистия, под которую угодили «российские агенты и шпионы», была проведена в интересах Москвы. «Амнистировали шпионов, вина которых была доказана и не вызывает сомнений – они передавали координаты наших войск, и оккупанты без ошибок атаковали наши войска в ходе грузино-российской войны. Ну, хорошо, ты амнистируешь, но в России есть осужденные по тем же статьям люди, которые якобы работали и шпионили в пользу Грузии. Можно было провести переговоры и освободить взамен и тех людей. Государство должно защищать права этих людей», – полагает президент. Саакашвили отметил, что считает большой проблемой для безопасности Грузии амнистирование российских шпионов. «Власти сделали не тот шаг, который присущ уважающей себя стране», – заявил он журналистам. Попутно он раскритиковал премьер-министра Бидзину Иванишвили, который «уводит Грузию от Запада к России» и пытается сменить внешнеполитический вектор страны. «Инициированная парламентом амнистия направлена на усиление российского влияния, и сам Иванишвили говорил, что ему пришлось отбиваться от атак западного мира и США, чтобы сохранить независимость своей политики… Премьер ориентируется не на западные ценности, а на Россию, шпионов и агентов, которых он выпускает на свободу».
Представители парламентского большинства на заявление Саакашвили заметили, что президент не оставляет попыток дискредитировать новую власть, но на деле вредит всей Грузии.
Тбилиси