Нефтеперерабатывающие заводы Белоруссии зависят от российских поставщиков.
Фото с сайта www.mnpz.by
Белорусская общественность комментирует заявления президента Лукашенко, касающиеся итогов его встречи с Владимиром Путиным. Многие эксперты не склонны доверять оптимистичным обещаниям белорусского лидера, особенно после того, как его опровергло Министерство энергетики России. Другие считают, что новые долги вполне вписываются в парадигму российско-белорусских отношений.
Заявления Александра Лукашенко о том, что Россия и Белоруссия достигли договоренности по условиям поставок нефти в будущем году, а также о том, что ближайшая союзница предоставит очередной кредит в 2 млрд. долл. на модернизацию предприятий, легли на благодатную почву. До этого никаких официальных итогов встречи двух президентов не озвучивалось, но традиционно от встречи на высшем уровне ждали откровений и сенсаций.
«Нам надо 23 миллиона тонн, они дают 19 миллионов по балансу. Правда, договорились на 23 миллиона, нефть мы получим без проблем», – отметил Лукашенко на витающий в воздухе главный в белорусско-российских отношениях вопрос общественности, встречаясь в пятницу со студентами Университета информатики и радиоэлектроники. Кроме того, по словам Лукашенко, положительный ответ дала Россия и на его вопрос о двухмиллиардном кредите на модернизацию предприятий. «Давайте конкретный список. Мы даем деньги на ваши предприятия под модернизацию и создаем совместные предприятия», – процитировал он ответ российских партнеров. Этим щедрость ближайшей союзницы не ограничилась. «И для несовместных предприятий нам тоже нужен миллиард долларов», – продолжил Лукашенко и «отрицательного ответа не получил», признался он. «Мы рассмотрим и в этой части поможем», – также пообещало российское руководство.
Местная общественность еще не успела порадоваться результативности переговоров, как радость омрачило заявление Минэнерго России. «На сегодняшний день соглашение об объемах поставок в Республику Беларусь российской нефти в 2013 году не подписано», – сообщило это ведомство на своем сайте. Данное заявление дало местным наблюдателям повод усомниться в достоверности и остальных российско-белорусских договоренностей, несмотря на то что накануне встречи президентов эксперты также прогнозировали их благоприятный исход. «России нужна политическая лояльность», поэтому она «не будет мелочиться», отмечал в комментарии «НГ» белорусский политолог Валерий Карбалевич.
Кстати, российские кредиты – не единственные финансовые потоки, которые, по словам Лукашенко, обрушатся на Белоруссию в ближайшее время. Еще миллиард долларов кредита пообещал Китай. Причем в этот раз речь идет о средствах, предоставление которых не связано обязательством покупать китайские товары и оборудование.
Местные эксперты строят разные предположения относительно причин появления громких заявлений. «Судя по всему, перед Новым годом глава государства хотел порадовать электорат подарками. Только эти подарки чисто пиаровские. В середине мая 2011 года Александр Лукашенко уже одалживал по телефону у Дмитрия Медведева 6 миллиардов долларов, которые растаяли в воздухе, как улыбка Чеширского кота из сказки про Алису», – говорит белорусский обозреватель Александр Класковский. Однако даже если это соответствует действительности и кредиты действительно будут, то радоваться тут, по мнению эксперта, все равно нечему. «Любой кредит надо отдавать с процентами», – напоминает он. В то же время долги страны стремительно растут, и ее внешняя задолженность уже достигла 32 млрд. долл., что эквивалентно половине ВВП.
Опасения экономических экспертов основаны на наблюдениях за тем, насколько неэффективно тратятся все имеющиеся в стране финансы. В Белоруссии по-прежнему средства осваиваются, и вопрос эффективности при этом никого не интересует. Цель белорусской экономики – рост ВВП любой ценой. Местный директорат, официальные зарплаты которого ограничиваются государством, поддерживают уровень своего благосостояния только за счет «использования служебного положения в личных целях», поэтому никакой заинтересованности в повышении эффективности возглавляемых ими производств у них нет.
Логика отношений Москвы и Минска дает основания экспертам верить в то, что заявления Лукашенко могут соответствовать действительности. Исчезновение информации Минэнерго РФ, опровергающей Лукашенко, может быть свидетельством того, что изначально это ведомство поторопилось, а затем просто прореагировало на указания сверху. России выгодно экономическое ослабление Белоруссии, а накопление долгов и неэффективное использование заемных средств ведет именно к этому. «Геополитическая цель России – поглощение Беларуси, и она будет планомерно двигаться к ее достижению», – комментирует ситуацию экс-глава Нацбанка Белоруссии Станислав Богданкевич. К этому выводу приходят большинство белорусских экспертов.
Минск