Александр Лукашенко умеет быть приятным, когда хочет.
Фото Reuters
Вчера президент Белоруссии Александр Лукашенко принял участие в заседании интеграционных объединений в Москве, а также встретился со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Традиционно от таких встреч ждут сенсаций и откровений, а эксперты гадают о силе и слабости переговорных позиций.
Александр Лукашенко вчера принял участие в сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС, а также заседании Высшего Евразийского экономического совета, которые состоялись в Москве. Белоруссия, конечно, следит за тем, как развиваются интеграционные проекты, однако применительно к вчерашней повестке более значимой для страны была двухсторонняя встреча Александра Лукашенко и Владимира Путина, которая состоялась по окончании общих мероприятий.
Традиционно у Москвы и Минска к концу года остаются нерешенными важные вопросы. Не исключение и нынешний год, несмотря на то что, по оценкам экспертов, он был одним из наиболее спокойных для двухсторонних отношений. С ценой газа проблем в этом году нет. Как сообщалось накануне, он будет стоить для Белоруссии 167,9 долл. за 1 тыс. куб. м, что лишь на один доллар выше уровня года уходящего. Нерешенным остался вопрос поставок российской нефти. Напомним, что Минск запрашивает 23 млн. тонн, а Москва готова дать только 18,5 млн. тонн. Белоруссия считает свою позицию принципиальной и, как неоднократно заявляли правительственные чиновники, рассчитывает на сговорчивость восточной соседки. «Мы еще не подписали соглашение (нефтяной баланс), у нас время еще есть. Думаю, договоримся о 23 миллионах», – говорил Лукашенко неделю назад. На уровне правительства стороны договориться не смогли, после чего было заявлено, что этот вопрос станет предметом переговоров двух президентов. Второй хронически пробуксовывающий вопрос – участие российских компаний в белорусской приватизации. Местные эксперты склонны считать, что они могут решаться в связке.
Однако очевидным и обсуждаемым препятствием для поставок запрашиваемого количества нефти было намерение Белоруссии зарабатывать на нефтепереработке российского сырья, минуя ее бюджет. России в такой ситуации «и экономически, и политически обидно», признался вчера на пресс-конференции посол России в Минске Александр Суриков, говоря о том, как Белоруссия продавала нефтепродукты под видом растворителей и разбавителей.
Наблюдатели в Минске отмечают, что Белоруссия все-таки принимала меры для благоприятного разрешения ситуации в ее пользу. В частности, согласилась на введение в рамках Таможенного союза пошлин, аналогичных тем, что взимаются с нефтепродуктов. Об этом вчера сообщило местное агентство «Прайм», ссылаясь на свои источники в органах госуправления. Кроме того, накануне визита к Путину был вынут из колоды и его любимый Западный козырь. В Минск на этой неделе приезжал директор департамента России, «Восточного партнерства», Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешних действий Гуннар Виганд. Некоторые из местных экспертов успели заявить, что визит свидетельствует о тайном сговоре Минска и Брюсселя. И хотя так считают не все, шумиха вокруг этой темы – неплохой фон для переговоров с Москвой.
Финансово-экономическая позиция Минска чрезвычайно уязвима и зависима от России, на поддержке которой держится все белорусское благополучие, говорят экономические аналитики. Темпы экономического роста замедляются, уровень жизни падает, рабочие бегут с предприятий, специалисты покидают страну. Истерика Лукашенко, в прямом эфире увольняющего министров и директоров, запреты на увольнение рабочих, угрозы отставки правительства многие эксперты трактуют как подготовку президента к очередному возможному кризису в экономике. Отставка правительства снимет на какое-то время напряжение в обществе и позволит Лукашенко сделать вид, что в экономических проблемах виноват не он. В этой ситуации малейшее давление России способно ускорить приближение кризиса.
Политологи, однако, говорят о том, что Россия руководствуется отнюдь не экономическими соображениями, дотируя ближайшую союзницу. «России нужна политическая лояльность», – говорит белорусский политолог Валерий Карбалевич. По его мнению, в настоящий момент для Москвы важнее геополитика, чем экономика, поэтому она не будет мелочиться. «Россия приняла решение выдать Белоруссии очередной транш кредита ЕврАзЭС, значит, она решила субсидировать ближайшего союзника и дальше, – поделился он своими соображениями с «НГ». – Лукашенко виртуозно играет на имперских комплексах России… это не измеряется деньгами». Эксперт полагает, что в настоящий момент «российская политическая элита не готова потерять Лукашенко как союзника», поэтому Белоруссия, несмотря на экономическую слабость, политически довольно устойчива.
Минск