Виктор Янукович придумал очередной интеграционный зигзаг.
Фото с официального сайта президента Украины
В понедельник комитет по иностранным делам Евросоюза рассмотрит украинский вопрос. В Киеве ожидают четкого ответа на вопрос о возможности и времени подписания соглашения об ассоциированном членстве, включающем зону свободной торговли между Украиной и ЕС. За несколько дней до заседания президент Янукович в Ашхабаде намекнул на возможность сближения с Таможенным союзом. Вчера на это отреагировали в Германии. Если Украина проведет референдум по присоединению к Таможенному союзу, для Киева это будет огромным шагом назад, заявил депутат Бундестага Райнер Стиннер.
Украинские журналисты в репортажах из Ашхабада рассказали, что Виктор Янукович долго и эмоционально общался с Владимиром Путиным.
Затем участие в беседе приняли лидеры Казахстана и Туркменистана. На вопрос о том, шла ли речь о требовании Украины предоставить ей – в рамках зоны свободной торговли (ЗСТ) в СНГ – права доступа к российским газопроводам для поставок туркменского газа, украинский президент ответил: «Все эти вопросы стоят в повестке дня. Они не стоят на месте, они движутся. Есть перспектива решения этих проблем. Надо работать».
Как известно, идея возобновить поставки среднеазиатского газа возникла в Киеве летом. В тот момент премьер-министр Николай Азаров пообещал: «Как только договор (о ЗСТ СНГ. – «НГ») вступит в законную силу, наши переговорщики будут заниматься решением этих вопросов». Украинские чиновники собирались договориться о доступе к российским газопроводам на саммите, состоявшемся в эти дни.
Но специалисты ранее предупреждали, что присоединение Украины к ЗСТ СНГ не позволяет решить проблему. Эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко пояснил, что трубопроводный транспорт выведен за рамки общего соглашения. Равноправный доступ к маршрутам транспортировки энергоносителей невозможен без полноправного членства Украины в Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕЭП).
Янукович, ранее жестко настаивавший на украинской позиции наблюдателя в ТС при сохранении стратегической линии на евроинтеграцию страны, в Ашхабаде неожиданно изменил риторику. Он отметил, что товарооборот Украины со странами – членами ТС составляет до 60 млрд. долл., а поэтому сотрудничество и взаимодействие на этом направлении – это не политика, а вопрос выживания. «Мы хорошо понимаем: если мы не найдем инструмента сотрудничества с Таможенным союзом, мы можем многое потерять, что сегодня недопустимо для экономики Украины. Наши предложения, которые мы обсуждаем несколько лет, сводятся к тому, что нам надо присоединяться к некоторым положениям ТС с теми правилами, которые есть в ТС, и мы с ними должны считаться», – пояснил Янукович.
В Киеве тезис о «частичной интеграции» вызвал шквал эмоций. Чиновники отказались комментировать «НГ» заявление главы государства, сославшись на то, что учредительные документы ТС не предполагают особого статуса, но о чем договорились президенты Украины и РФ, вчера еще не было известно.
Лидеры оппозиции обвинили главу государства в попытке «сдать страну на милость России». Глава партии «Фронт перемен» Арсений Яценюк заявил: «Европейский союз и Таможенный союз – это взаимоисключающие понятия, это разные ценности, разные цели и кардинально разные пути развития Украины». Если Янукович стал готовиться к тому, чтобы отказаться от евроинтеграции и вступить в союзы в рамках СНГ, нужно ставить вопрос о предательстве национальных интересов и импичменте президенту, уверен он.
Пока оппозиция только готовится, придя в Верховную Раду, внести на утверждение закон об импичменте, некоторые представители партии власти собираются воспользоваться только что принятым законом о референдуме – чтобы через народное волеизъявление утвердить членство страны в Таможенном союзе.
Инициатором подобного референдума выступил лидер общественной организации «Украинский выбор» Виктор Медведчук. Недавно он провел общественные слушания на тему стратегического внешнеполитического выбора Украины. «По вопросу возможной интеграции Украины в Европейский союз или Таможенной союз есть мнение власти, оппозиции и народа. Увы, они не совпадают», – сказал он. По словам политика, интеграцию в Таможенный союз поддерживают 54% украинцев, а в Евросоюз – только 36%. Но когда люди узнают о том, что евроинтеграция означает закрытие границ и визовый режим с партнерами по СНГ, число сторонников этого направления снижается менее чем до 30%. Медведчук приводит и экономические аргументы: ЕС стремится открыть таможенные границы Украины для своих товаров, но собирается вводить меры по защите собственного рынка от сотен наименований украинской продукции. С ТС складывается противоположная ситуация. «Если говорить о реальных результатах, то единое экономическое пространство с Таможенным союзом может давать Украине до 9 миллиардов долларов ежегодно. Если брать как альтернативу ЕС, то Украина может потерять от трех до семи миллиардов в год», – поддержал Медведчука советник президента РФ Сергей Глазьев.
Представители украинской власти до сих пор говорили о том, что интеграция в ТС невозможна в рамках действующего законодательства. Депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко пояснил журналистам: «Верховной Раде необходимо будет менять закон о внешней и внутренней политике (предполагающий сейчас курс на евроинтеграцию. – «НГ»). И не только: нужно будет менять Конституцию, так как Таможенным союзом руководит наднациональный орган, а это означает, что мы передаем в его ведение часть суверенитета. Это касается и интеграции с Евросоюзом». Но европейское направление не требует от Киева немедленных решений. За прошедший год с большим трудом удалось согласовать тексты соглашений об ассоциированном членстве и зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Документы могут быть подписаны в лучшем случае осенью 2013 года. Затем наступит этап ратификации их парламентами всех стран – членов ЕС.
Многое будет зависеть от того, чем закончится запланированное на 10 декабря заседание комитета по иностранным делам ЕС, в ходе которого будет рассмотрен украинский вопрос. У европейской стороны, как известно, накопилось много вопросов и претензий к Киеву. Но, как оказалось, и у Украины есть вопросы к Брюсселю.
Посол Украины при ЕС Константин Елисеев в статье для агентства УНИАН обозначил пункты: «Нам бы хотелось увидеть учет интересов Украины и «Восточного партнерства» в целом при формировании Финансовой перспективы ЕС на 2014–2020 годы. Предоставление Украине макрофинансовой помощи ЕС, поскольку мы выполнили все технические условия. Среди неотложных вопросов повестки дня – ратификация стороной ЕС усиленного двустороннего Соглашения об упрощении выдачи виз. Хорошо было бы, если бы ЕС учел интересы Украины при формировании политики относительно строительства новых проектов в сфере транспортировки газа (в частности, «Южного потока»), исходя из членства в Договоре об энергетическом содружестве ЕС. Мы также ожидаем более активной позиции ЕС в вопросе модернизации газотранспортной системы Украины».
Прозвучавшее на этом фоне заявление Януковича о возможном сближении с Таможенным союзом может расцениваться если не как ультиматум, то как политический шантаж европейских партнеров, допустил экономист Максим Бугрий. Он отметил, что президент Украины, возможно, говорил о таком аспекте сотрудничества, как согласование технических торговых регламентов. «Но тогда это вписывается в ранее предложенную украинской стороной формулу сотрудничества «3+1», не предполагающую полноправного членства Украины в Таможенном союзе. Изменилась только риторика – Янукович более мягко и обтекаемо формулирует свою позицию. Возможно, это делается для того, чтобы Россия пошла навстречу в газовых вопросах», – сказал эксперт.
Он допустил также, что в случае несговорчивости Европы украинская сторона может даже усилить линию на сближение с ЕС, например, принять на себя обязательства по дорожной карте ТС, выполнение которой потребует времени. «Но следует учитывать также, что Украина оказалась в состоянии глубокого экономического кризиса и под угрозой кризиса политического. И если ситуация будет развиваться по негативному сценарию, Янукович может попытаться ухватиться за российское направление интеграции как за спасительную соломинку», – считает Бугрий. По его мнению, сейчас украинская власть к этому не готова, Киев попытается как можно дольше балансировать на грани, заигрывая то с одним, то с другим партнером.
Киев