В Туркмении всегда рады гостям.
Фото Александра Дерябина
Саммит глав государств СНГ, который сегодня состоится в Ашхабаде, пройдет без участия президентов Молдавии и Киргизии. Однако их отсутствие не помешает лидерам остальных стран принять декларацию о целесообразности существования Содружества, а также подписать около 20 других документов, в числе которых – создание интегрированного валютного рынка. Страны СНГ, и в первую очередь Россия, демонстрируют стремление ускорить процессы, способные привести к улучшению экономической и политической ситуации на большей части постсоветского пространства.
Ашхабад во второй раз становится площадкой для саммитов глав государств СНГ. В декабре 1993 года лидеры стран постсоветского пространства решали здесь вопросы экономической интеграции в рамках Содружества. Сегодня Туркмения поставила вопрос о целесообразности существования СНГ и предлагает участникам принять декларацию о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества в СНГ. В Ашхабаде считают, что время дискуссий о необходимости и жизнеспособности СНГ ушло, поскольку на форумах Содружества могут решаться вопросы регионального и межрегионального сотрудничества, в том числе вопросы экономической интеграции и безопасности.
Одним из главных вопросов сегодняшнего саммита станет создание интегрированного валютного рынка. Как заявил в прямом эфире радио «Голос России» посол РФ в Туркмении Александр Блохин, «на территории стран – участниц соглашения можно будет беспрепятственно совершать обменные валютные операции», то есть обменивать национальные валюты напрямую без промежуточного их пересчета на доллары или евро. По словам российского дипломата, это соглашение планируют подписать шесть государств: Белоруссия, Россия, Казахстан, Армения, Киргизия и Таджикистан. Воздержавшиеся сегодня страны СНГ, просчитав его экономическую целесообразность, могут в будущем к этому соглашению присоединиться.
Экономическая выгода очевидна. Подписавшие соглашение страны могут производить между собой расчеты без участия третьей валюты, то есть – прямой обмен по прямым котировкам. Скажем, таджикский сомони может обмениваться сразу на киргизский сом. Тогда как сейчас для такого обмена сомони вначале конвертируется в доллар (евро), и только после этого выдаются сомы. При этом происходит утеря средств из-за разницы валютных курсов покупки и продажи.
Второе преимущество, которое дает денежная интеграция, – у межгосударственных участников той или иной сделки появляется свобода выбора валюты платежа. Например, между некой российской и казахстанской компаниями можно будет производить расчеты и в казахских тенге, и в российских рублях, а то и одновременно в обоих валютах – как выгоднее.
«Интегрированный валютный рынок позволит создать условия для маневра в области финансово-расчетной деятельности по всем операциям – и торговым, и экономическим, а следовательно, очень серьезно расширит возможность реальной экономической интеграции, убирая из расчетов высокорискованные валютные переходы через доллар и через евро. Тем самым снижаются валютные риски, сокращается время расчета, ускоряются обменные процедуры и в какой-то степени облегчается сама процедура межгосударственных расчетов», – сказала «НГ» завотделом экономики Института стран СНГ Аза Мигранян.
Что же касается стран, не присоединившихся к данному соглашению, то, как полагает эксперт, это напрямую зависит не только от степени их интереса к интеграционным процессам, но и от политических взаимоотношений. «Те страны, которые проводят больше торговых операций, проявляют более высокий интерес к новой структуре. Речь идет о странах Таможенного союза в первую очередь», – считает Аза Мигранян. По ее мнению, на повестку дня выходит вопрос Украины. Если исходить из торгового оборота, то у нее максимальный торговый оборот с Россией из всех стран постсоветского пространства. Однако отношения осложнены политическими вопросами и довольно сильным западным вектором Украины. Поэтому на данном этапе она к интеграционному валютному рынку не присоединится. «Возможно, это произойдет позднее, после «обкатки» системы в целом, или после того, как Киев достигнет соглашения с Москвой по газотранспортным и политическим вопросам, а также с возможным членством в Таможенном союзе или Едином экономическом пространстве (ЕЭП), либо в другом объединении», – считает Аза Мигранян.
Данное соглашение не интересно и Молдавии. Республика, по словам президента Николая Тимофти, с опозданием, но все же определилась с курсом на ервоинтеграцию. «В балтийских странах, которые, как известно, входят в Евросоюз, уровень жизни намного лучше. Потому что в этом состоит главная цель вхождения в ЕС – интересы человека и достойная жизнь граждан. Обратного пути для нас нет», – заявил накануне саммита СНГ в интервью радио Chisinau молдавский президент. Тимофти также настаивает на необходимости вывода российских войск с территории Приднестровья и убежден, что военное присутствие РФ в Приднестровье нарушает права граждан Молдавии. Тимофти говорит, что кишиневские власти были недостаточно решительны в своем требовании. Заявление Тимофти, как считают эксперты, было несогласовано с правящим альянсом, а потому было решено в Ашхабад послать вместо президента премьер-министра Влада Филата. Накануне саммита он направил российскому президенту Владимиру Путину просьбу о личной встрече. Вопросов, которые необходимо решать в срочном порядке, много. В частности, Молдавия не ответила на просьбу Кремля открыть российское консульство в Тирасполе, а также не подписала контракт на импорт газа, истекающий 1 января.
Нет на саммите и президента Киргизии Алмазбека Атамбаева. Он занят встречей на высоком уровне в формате ШОС и приемом премьера Госсовета Китая Вэнь Цзябао, пожаловавшим в Бишкек с официальным визитом. Представлять республику в Ашхабаде будет первый вице-премьер правительства Джоомарт Оторбаев.